Отраслевая сеть инноваций в АПК

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ​

Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Российская инженерная академия менеджмента и агробизнеса»

УДК: 63.001.89, 631.152.3

ЕГИСУ НИОКТР)

АААА-А20-120022790015-5

УТВЕРЖДАЮ:

Врио ректора ФГБОУ «РИАМА»

__________________ П.П. Шмаков

«_____» ________________ 2022 г.

М.П.

ОТЧЕТ

о выполнении государственного задания на осуществление работ по теме:

Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Руководитель работы: проректор по

учебной и научной работе, к.т.н., доцент

____________________Ю.Н. Егоров

п. Челюскинский, 2022

список Исполнителей:

Руководитель работы, проректор по учебной и научной работе, к.т.н., доцент Ю.Н. Егоров
Исполнители:
научный руководитель, главный научный сотрудник, д.э.н. доцент

врио ректора

В.Г. Савенко

П.П. Шмаков

руководитель инжинирингового центра органического сельского хозяйства

главный научный сотрудник,

д.э.н., профессор

научный сотрудник

 

Н.П. Андреева

Е.Е. Можаев

Ф.В. Нефедьев

РЕФЕРАТ

Отчет 59 страниц, 6 таблиц, 7 рисунков, 14 источников, 5 приложений.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ, ТРАНСФЕРТ ИННОВАЦИЙ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА, ОТРАСЛЕВАЯ СЕТЬ, НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК, ПОТРЕБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АПК

Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы научного обеспечения АПК, поиска методов и механизмов повышения уровня инновационной активности сельского хозяйства. Считаем, что одним из важных условий повышения эффективности производства является разработка научно-образовательными учреждениями реально необходимой и востребованной производством инновационной продукции, создание системы трансферта научно-технической продукции и содействия её внедрению, а проблема в отсутствии эффективного механизма, обеспечивающего выявление потребностей сельских товаропроизводителей в инновационных исследованиях для включения наиболее востребованных заявок в формируемый портфель государственного заказа на научно-исследовательские разработки и формирования доступной для сельских товаропроизводителей базы данных предлагаемой инновационной продуктции, а также информационной платформы и инструментария для обеспечения информированности пользователей об инновациях и организации форума обмена мнениями по предлагаемой научной продукции.

Целью задания является попытка обеспечить повышение эффективности АПК от научных исследований и предлагаемой инновационной продукции выполненной подведомственными Минсельхозу России научно-образовательными учреждениями.

В соответствии с целью исследований в работе ставились задачи:

1. Выявить причины низкой инновационной активности хозяйствующих субъектоа АПК и недостаточной востребованности выполненных по государственному заказу за счет средств федерального бюджета инновацтионной продукции;

2. Проанализировать существующий порядок формирования заявок на научные исследования и способов доведения государственного заказа на производство инновационной продукции до подведомственных Минсельхозу России научно-образовательными учреждениями и оценить эффективность механизмов их обеспечения;

3. Провести исследования предложений сельским товаропроизводителям инновационной продукции, выполненной в рамках государственного заказа, подведомственными Минсельхозу России научно-образовательными учреждениями и оценить их соответствие потребностям хозяйствующих субъектов АПК;

4. Разработать методику выявления потребности сельского хозяйства в научных исследованиях и производстве инновационной продукции и предложение по совершенствованию механизма формирования государственного заказа на них;

5. Дать оценку существующей практике информирования хозяйствующих субъектов АПК о результатах научно-исследовательских разработок и предложениях инновационной продукции выполненных в рамках государственного заказа подведомственными Минсельхозу России научно-образовательными учреждениями и разработать механизм их трансферта;

6. Создать и апробировать в ФГБОУ ДПО «Российская инженерная академия менеджмента и агробизнеса» специализированный Интернет-ресурс и информационную платформу для повышения информированности хозяйствующих субъектов АПК о результатах научно-исследовательских работ и предложениях инновационной продукции, а также инструментарий по эффективному обмену знаниями, инновациями, проектами, идеями и практиками в научно-образовательной и производственной сферах АПК.

Методы исследования. В основе теоретической и методологической базы выполнения работы лежит системный анализ существующего механизма формирования заявок на научно-исследовательские разработки, способов размещения государственного задания на производство инновационной продукции, организации информационного пространства и передачи научных знаний от их разработчиков хозяйствующим субъектам АПК.

При изучении и анализе механизмов формирования заявок на НИР и размещения государственного задания на производство инновационной продукции использовались методы эмпирического исследования (сбор информации, сравнение и обобщение исходного материала), при разработке теоретических основ организации информационного пространства — гипотетический (формулирование гипотезы, составление алгоритма (модели), логический методы (логическое умозаключение) и эксперимент.

Научная новизна работы заключается в разработке механизмов совершенствования научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК включающих:

а) предложение по формированию государственного задания на научные исследования и разработку инновационных продуктов на основе потребности субъектов АПК в инновационных предложениях;

б) способы создания и формирования доступных для сельских товаропроизводителей баз данных (БД) научных разработок и инновационной продукции выполненных подведомственными Минсельхозу России научно-образовательными учреждениями путем развития Интернет-платформы на базе специализированного программного обеспечения;

в) разработке инструментария по обновления БД и организации открытого форума обмена мнениями по предлагаемой научной продукции и практикам их использования.

г) разработке предложений по усовершенстваванию методов предоставления информации о наличии и эффективности предлагаемой инновационной продукции в сети Интернет.

В рамках выполнении государственного задания была проведена научная конференция «Совершенствование механизмов научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК» (приложение 1) были подготовлены и опубликованы:

Статьи: 1. Потребность хозяйствующих субъектов АПК в инновационной продукции – первооснова системы научного обеспечения сельского хозяйства. М.: Сборник «Приоритеты системы научного обеспечения АПК», 2022, с. 7-15

2. Залежные земли — ресурс для производства целлюлозосодержащего сырья. Сборник «Приоритеты системы научного обеспечения АПК», 2022, с. 7-15

3. Инновационные направления консультирования в агропромышленном комплексе и подведомственными Минсельхозу России образовательными учреждениями. // Вопросы региональной экономики, 2022, № 3, с.108-114

Информационное издание. «Совершенствование механизмов научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК». М.:ФГБНУ «Росинформагротех», 2022, 78с. (приложение 2)

Сборник материалов научных конференций «Совершенствовние механизмов научного обеспечения хозяйствующих субъектот АПК» и «Технологии и технические средства вовлечение в оборот залежных земель для организации органического производства». М.: Сборник «Приоритеты системы научного обеспечения АПК», 2022, 290 с. (приложение 3 )

 

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности отечественного агропромышленного производства, обеспечение продовольственной независимости России и конкурентоспособности аграрной экономики является целью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [1] в значительной мере предполагается решать путем модернизации отрасли.

Обеспечение масштабной модернизации отрасли на основе широкого внедрения в первую очередь, эффективных отечественных инновационных разработок должна обеспечить национальная инновационная система, предусмотренная положениями «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [2] путем реализации стратегии инновационного прорыва.

Проблемой обеспечения эффективности отечественного агропромышленного производства и реализации стратегии инновационного прорыва является крайне низкий (5,4 %) уровень инновационной активности АПК, когда из общего количества завершенных, принятых и рекомендованных к внедрению в производство научно-технических разработок лишь 2-4% используется, а технологические инновации реализуются менее чем 10 процентов агропромышленных предприятий[3].

Для выполнения основных положений стратегии инновационного прорыва необходима масштабная модернизации сельскохозяйственного производства, которой должны предшествовать корректировка существующих и создание новых механизмов, способствующих повышению инновационной активности участников инновационного процесса: сельскохозяйственных товаропроизводителей, носителей инновации (научных и образовательных организаций), центров сельскохозяйственного консультирования, иных инновационных структур, а также органов управления агропромышленного комплекса всех уровней, что возможно только при комплексном подходе к решению организационных и технологических вопросов и формированию новой парадигмы взаимодействия: института власти, науки, образования и производства.

Первоосновой повышения инновационной активности АПК, по мнению, занимающихся проблемой трансферта инноваций, ученых[4][5], является наличие доступных потенциальным пользователям информационных массивов научно-технической продукции.

Недостаточная информированность сельских товаропроизводителей о наличии доступной и эффективной научно-технической продукции, в том числе и выполненной подведомственными Минсельхозу России образовательными учреждениями сейчас является существенной проблемой в повышении инновационной активности в сельском хозяйстве[6]. Ряд авторов (И.С., Марниченко Т.Е, Кузьмин В.Н. и другие)[7][8][9] отмечают, что только от хорошо отлаженной системы распространения научно-технической информации инновационная активность может возрасти не менее чем у 12-16% сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Внедрение селекционных достижений, инновационных технологий, систем и комплексов современных высокоэффективных машин, оборудования является реальным и неоспоримым вариантом выхода отечественного сельскохозяйственного производства из кризиса.

При этом основополагающими позициями являются:

1. Создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей благоприятных экономических условий и правовой среды, при которой внедрение инновационных приемов хозяйствования, внедрение инноваций продуктов становится необходимым условием развития;

2. Выявление потребности в прикладных научных продуктах и производство реально востребованной сельскохозяйственным производством и доступной к внедрению инновационной продукции;

3. Формирование и доведение до научных организаций государственного задания на исследования и разработку инновационной продукции с учетом реальной потребности производства;

4. Совершенствование и развитие механизма доведение новых знаний до товаропроизводителей, создание хорошо отлаженной системы распространения научно-технической информации и содействие в освоении инноваций.

Таким образом, масштабное исследование потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в прикладных научных продуктах с целью выявления наиболее актуальных и потенциально востребованных для внедрения, формирование заявок на их разработку с учетом спроса на потребности, а также разработка и внедрение специализированного программного обеспечения для сбора, обобщения, экспертного анализа, оценки и доведения информации до сельхозтоваропроизводителей позволит повысить эффективность инновационной деятельности предприятий отрасли.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В АПК

1.1 Состояние научно-технического обеспечения субъектов агропромышленного производства

Модернизация агропромышленного производства сопровождается сложной системой взаимоотношений состоящей из ряда сложных элементов: образования и накопления знаний, создания инновационного продукта, трансферта и внедрения инноваций, каждый из которых в свою очередь представляет подсистему общего и единого комплексного процесса научно-технического обеспечения.

Комплексное инновационно-ориентированное развитие предполагает совершенствование методов всего комплекса элементов системы: качества образования, фундаментальной и прикладной науки, трансферта знаний, методов содействия внедрению инновационных продуктов в реальное производство.

Система современного аграрного образования России предоставлена колледжами и университетами, в которых осваивают аграрные знания будущие специалисты отрасли. Научными исследованиями и производством научно-технической продукции занимаются научные организации Российской академии наук, научные и образовательные учреждения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, исследовательские, проектные и иные инновационные организации.

Информация о результатах научных исследований, инновационных предложениях предоставляется структурами системы сельскохозяйственного консультирования, учреждениями дополнительного профессионального и высшего образования, органами управления АПК, дилерскими подразделениями обладателей (владельцев) инновационных продуктов.

Отмечая наличие основных субъектов инновационного процесса исследователями инновационного развития АПК[10]в числе факторов сдерживания модернизации называют низкое качество предлагаемых аграрной наукой научных продуктов объяснимое несбалансированной инвестиционной политикой государства, бесконечными преобразованиями научных организаций, несовершенством механизма формирования государственных заказов на НИОКР, низкой эффективностью информационного процесса и степенью коммерциализации разработок.

Научными и образовательными учреждениями, подведомственными Минсельхозу России, Объем финансирования в течении предыдущих 4 лет оставался стабильным на ежегодном – около 200 млн. рублей уровне. В 2021 году за счет средств федерального бюджета выполнено научно-исследовательских работ на сумму 312, 8 млн.рублей,[11] при этом объем финансирования увеличили более чем на 100 млн. рублей (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика финансирования НИР подведомственных Минсельхозу России научных и образовательных учреждений за счет средств федерального бюджета

Год Количество НИР Сумма финансирования, млн. руб.
2017 151 194,1
2018 164 201,9
2019 108 204,0
2020 151 206,0
2021 168 312,8

В 2021 г. в общем числе тем НИОКР преобладали исследования по агрономической тематике – 61 тема (36%), по ветеринарии и зоотехнии 39 тем (23%). 30 % всех исследований направлено на развитие животноводства, 18% –на разработку техники и цифровых технологий.

В результате выполнения научно-исследовательских работ за период 2017-2021 годов производству были предложены (таблица 2).

Таблица 2 – Предложенные производству результаты НИОКР в 2017 – 2021 годах

Полученные результаты 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Разработки наукоемких технологий 34 27 46 56 26
Разработки в области агрономии, ветеринарии, экологии и других направлений сельскохозяйственной науки 41 27 32 37 40
IT-программные продукты 8 11 16 16 17
Выведенные сорта, гибриды, типы и пр. 21 10 14 18 13
Созданные аппараты, конструкции и иные новые технические средства 15 13 11 22 15
Созданные препараты, способы профилактики и лечения в области ветеринарной медицины 7 6 5 15 22

Преобладающими направлениями в исследованиях последних 5 лет являются разработки в технологических сферах (наукоемкие технологии и инновационные продукты в области агрономии, ветеринарии, экологии и других прикладных направлениях сельскохозяйственного производства). Популярными направлениями отмечаются научные предложения по IT технологиям, техническим конструкциям и селекции (рисунок 1).

word image Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Рисунок 1. Распределение тематик исследований и разработанной инновационной продукции (усредненное количество тем за 2017-2021 гг.)

Анализ научной деятельности подведомственных Минсельхозу России научных и образовательных учреждений позволяют выявить обширное направление тематик их научно-исследовательской работы, которое в значительной части совпадает с ранее выявленной востебованностью сельхозтоваропроизводителей (исследование РИАМА в 2018 -2021 гг. в рамках госзадания). Из заявленных и, по мнению специалистов сельхозпредприятий, неудовлетворенных направлений следует отметить научные исследоввния по экономике и управлению, математическому моделированию и комплексному программированию, а также технологиям переработки и обеспечению качества сельхозпродукции, а также проблемам связанных с процессами биотехнологий, микробиологии и экологии.

Озабоченность вызывает крайне неудовлетворительный объем практического применения результатов научно-исследовательских разработок. Так, судя по количеству изданий практических рекомендаций производству по результатам научных исследований, даже для их исполнителей, они не представляют практического интереса. Это можно объяснить тем, что далеко не по всем разработкам подготовлены и изданы практические рекомендации по их использованию в реальном производственном секторе (в 2017 году рекомендации производству изданы по результатам менее половины исследований, в 2018 году 25%, в 2019 году 52%, в 2020 году 41%, в 2021 году 25%).

Результаты исследований в 2021 году апробированы на 173 предприятиях (в 2020 на 165, в 2019на 193, в 2018 на 196). Получается, что каждое новшество (новация, научная разработка) прошла лишь единичную апробацию, что вряд ли можно назвать успешным с точки зрения внедрения их в массовое производство (таблица 3).

Таблица 3 – Практические результаты НИР выполненных подведомственными Минсельхозу России образовательными учреждениями за счет средств федерального бюджета

год Издано практических рекомендаций, ед. Внедрено в сельскохозяйственных организациях (КФХ), ед.*
2017 86 Нет информации
2018 42 196
2019 66 193
2020 63 165
2021 38 173

В качестве положительного можно отметить существенный рост интереса потенциальных пользователей к информации о наличии инновационной продукции. По сравнению с показателями посещаемости в 2020 году за аналогичный период 2021 года на сайте www.apknet.ru наблюдается десятикратный рост посещаемости и просмотров. За 11 месяцев сайт посетили 17251 человек, которые обращались к материалам НИР 27868 раз (в среднем 1568 посетителя ежемесячно просматривают 2533 материала). Но только 169 из 27868 просмотров материалов можно засчитать как полное и качественное прочтение – а это всего лишь 0,0048%.

Предполагаемой активной инновационной деятельности региональных центров сельскохозяйственного консультирования, за небольшим исключением, в частности по причине отсутствия реального взаимодействия с образовательными учреждениями — владельцами инновационных разработок не наблюдается. К сожалению, приходится признавать, что ожидаемого эффекта от инновационной деятельности субъектов сельскохозяйственного консультирования пока не ощучается.

Таким образом, исследование процесса научного обеспечения АПК проходящего стадии создания инноваций (исследование и разработка), распространение и внедрение (чаще апробирование) позволяют сделать неутешительный вывод о неудовлетворительном практическом использования результатов НИР выполняемых подведомственными Минсельхозу России образовательными учреждениями, что дает основание для поиска путей совершенствования процесса научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК.

1.2. Информационное сопровождение научного обеспечения агропромышленного производства

В повышения инновационной активности АПК важнейшей задачей становится обеспечение доступности потенциальных пользователей к информации о наличии научно-технической продукции и оценки возможности эффективного использования её в производстве. Как ранее было отмечено[12], ожидается, что от хорошо отлаженной системы распространения научно-технической информации инновационная активность может возрасти не менее чем у 12-16% сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Наряду с проблемой невостребованности предлагаемой научной продукции по причине несовершенства тематических направлений проводимых исследований выявлено неудовлетворительное обеспечение доступности потенциальных пользователей информацией о её наличии. Сельхозтоваропроизводители имеют очень ограниченный доступ к информации. Информацию рально можно получить у заказчика — Минсельхоза России или/и у разработчика инновационных продуктов (с 2021 года еще и на сайте официально уполномоченной Минсельхозом России организации (сейчас это сайт ФГБОУ ДПО «Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса» — www.apknet.ru)www.apknet.ru).

Одно из важнейших значений в повышении инновационной активности любой отрасли имеет наличие доступных информационных массивов научно-технической продукции и возможность пользования ею. Недостаточная информированность о наличии и содержании научно-технической продукции потенциальных пользователей является существенной проблемой в повышении инновационной активности в отрасли[13][14]. От хорошо отлаженной системы распространения научно-технической информации инновационная активность может существнно возрасти.

Первоосновой повышения инновационной активности АПК, по мнению занимающихся, проблемой трансферта инноваций ученых,[15][16][17]является наличие доступных потенциальным пользователям информационных массивов научно-технической продукции.

Значительное влияние на повышение эффективности обеспечения сельских товаропроизводителей научно-технической информацией должны оказать методы организации отраслевых информационных массивов. Организация единого информационного пространства, БД научно-технической продукции является начальным этапом масштабного процесса трансферта инноваций.

Разработанная ФГБОУ «РИАМА» отраслевая сеть инноваций в АПК (рисунок 2), призвана способствовать информированности потенциальных пользователей о наличии научно-технической продукции и возможности использования в реальном производстве.

word image Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Рисунок 2 – Главная страница сайта www.apknet.ru

В БД размещаются полнотекстовые, ранее не опубликованные в открытом доступе, материалы научно-технической продукции, подготовленные подведомственными Минсельхозу России образовательными учреждениями. По состоянию на декабрь 2021 года в БД было размещено 236 наименований НИР.

У сельских товаропроизводителей и иных потенциальных пользователей сейчас имеется возможность найти интересующую их инновацию и, при заинтересованности, связаться с авторами НИР и получить дополнительную информацию.

Материалы НИР размещаются на сайте www.apknet.ru – платформе для продвижения материалов среди пользователей в соответствии с тематическими рубрикаторами Государственного рубрикатора научно-технической информации (рисунок 3).

word image 1 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Рисунок 3 – Рубрикатор базы НИР сайта www.apknet.ru

Созданная для накопления и изучения статистик нацелена на сугубо ретроспективный анализ степени интереса пользователей к уже размещенным материалам. Ответа на вопрос «Что надо пользователям, кроме уже написанных материалов?» она не дает. Она лишь выявляет работы (именно работы, а не сами темы), к содержанию которых интерес у публики отсутствует, или, в перспективе, присутствует.

Но её также можно использовать для поиска актуальных тем, путем проведения исследований реакции пользователей на материалы с заданной темой. По своей сути – это форма опроса, в которой конкретного ответа о целесообразности того или иного НИР пользователю не задается. Интересно лишь поведение во время прочтения материала. Для проведения подобных исследований потребуется пул респондентов с подходящими интересами. Такой пул возможно сформировать из пользователей социальных сетей, состоящих в профильных социальных группах.

Предлагаемый метод делится на два этапа:

1. Предварительный анализ активности пользователей сети Интернет на заданную тему;

2. Проверка пользовательской реакции на материал с заданной темой при помощи инструментов статистики сайта www.apknet.ru .

Предварительный анализ активности проводится с помощью инструмента https://wordstat.yandex.ru. Этот сервис позволяет изучить количество запросов в поисковой строке заданного ключевого слова в рамках заданного региона (страна, область, город и т.д.). Также важной составляющей возможностей этого сервиса является поиск ключевых слов, запрашиваемых пользователями вместе с изначально заданным ключевым словом. Таким образом, мы имеем возможность набрать пул слов (семантическое ядро) с явно выраженной частотностью запросов (среднемесячных на основе данных за предыдущий год). Сравнивая количество запросов по таким семантическим ядрам, мы можем делать предварительный вывод о разности степени интереса пользователей к различным темам.

Для примера: если набрать семантическое ядро на ключевое слово «люпин», то мы получим порядка 89000 запросов на эту тему в среднем в месяц, тогда как семантическое ядро на ключевое слово «эспарцет» даст нам только 8000 запросов в среднем в месяц. Очевидно, что вторая тема при первом приближении в среднем менее интересна публике.

В части проверки пользовательской реакции проведение исследований интереса к предоставленному материалу может выглядеть так:

— на сайте www.apknet.ru размещается материал, по которому необходимо изучить пользовательскую реакцию;

— создается набор индивидуальных ссылок со специальными метками.

Такая метка даст нам возможность понять, кто из пользователей, получивших ссылку, заходил на страницу материала и какова была активность конкретно этого человека. Респондентам рассылаются ссылки на материал, размещенный на нашем сайте.

По факту посещения формируется статистика поведения. На основе статистики делаются выводы о характере интереса пользователей. Другими словами, предлагаемую схему можно использовать для отработки гипотез о целесообразности материалов на различные темы.

На текущем этапе развития системы оценки поведения на сайте по каждой конкретной работе статистика выводится вручную. Т.е. для оценки потребительского интереса к заданной теме с начала надо обозначить работы, написанные по этой теме, а затем сформировать на основе отчетов по каждой из них сводный отчет.

Для измерения интереса пользователей к НИР с использованием возможностей Интернет-технологий, предлагается применять следующие количественные и качественные показатели:

1. Посещаемость каждой отдельной темы за период времени – количество пользователей, ознакомившихся с материалом того или иного НИР.[18]

2. Среднее время, проводимое пользователями в рамкахотдельной статьи. Отслеживая данный показатель, мы получаем возможность сегментировать пользователей по времени:

  • до 2-х минут – интереса нет;
  • от 2-х до 10-ти минут – интерес слабый;
  • более 10 минут – явный интерес.

3. Коэффициент «дочитывания» – средняя степень прочтения материала. Этот показатель говорит о том на сколько глубоко был прочитан материал НИР:

  • менее четверти;
  • от четверти до половины;
  • полное прочтение.

4. Качество прочтения – этот показатель рассчитывается на основе скорости прочтения и факта промотки (скроллинг) материала до конца:

  • проглядел пользователь материал до конца, не вчитываясь (скроллинг);
  • прочтение с нормальной скоростью.

Сайт также даст возможность отслеживать статистику использования материалов НИР.

За период с 20.06.2021 по 10.04.2022 гг к материалам НИР, размещёнными на сайте, обращались 12488 раз 6950 пользователя, т.е. каждый пользователь в среднем просматривал 1,8 материала, после чего покидал сайт. При этом, каждый материал в среднем просматривался 1:43 минуты и только 3,56% просмотров «досматривали» информацию полностью (таблица 4).

Таблица 4 — Общий анализ поведенческой статистики и прочтений материалов НИР на сайте www.apknet.ru за период 20.06.21 – 26.11.2022

Показатель Дата Просмотры материалов НИР Количество посетителей, просматривавших материалы НИР Среднее время прочтения материалов НИР Количество просмотров материалов НИР с дочтением до конца, %
Значение 20.06.21-06.10.21 2323 1091 1:23 0,043
Значение 27.11.21- 26.11.22 27868 17251 1:43 0,0048

На текущий момент (26-11-2022г.) сайт www.apknet.ru с целью прочтения материалов НИР посещают 3408 посетителя в месяц и просматривают 5124 материала.

По сравнению с показателями посещаемости за аналогичный период годовой давности мы имеем десятикратный рост посещаемости и просмотров. За прошедшие 12 месяцев сайт посетили 17251 человек и обращались к материалам НИР 27868 раз. Таким образом, можно говорить о накоплении значительной статистики поведения пользователей и прочтения материалов представленных на нашем сайте НИР.

86% посетителей переходят на сайт www.apknet.ru из поисковых систем, что подтверждает ранее высказанное мнению о ключевой роли поисковых систем в распространении информации, в том числе и материалов НИР (рисунок 4).

word image 1 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Рисунок 4 – Источник трафика

Аудитория нашего сайта характеризуется как консервативная, т.к. ¾ пользователей просматривали материалы НИР с помощью компьютера (рисунок 5)

word image 2 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Рисунок 5 — Источники переходов пользователей на сайт www.apknet.ru

Более половины наших посетителей (рисунок 6) младше 34 лет, причем более трети визитов делали пользователи в возрасте 18-24 года (предположительно студенты.)

word image 3 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Рисунок 6 — Возраст пользователей сайта www.apknet.ru

Мониторинг исследования заинтересованности пользователей содержанием опубликованных материалов показал, что (таблица 5) ни один из материалов, содержащихся в таблице не был прочитан полностью, при этом в среднем 3% пользователей пролистали эти материалы до конца не читая.

Среднее время прочтения материалов НИР за 2021-2022 гг (исследуемый период) составило 1 минуту и 43 секунды . В среднем по истечении этого времени пользователи покидают страницу материала НИР. За рассматриваемый период (06.10.21- 26.11.22) только 169 из 27868 просмотров материалов можно засчитать как полное и качественное прочтение – это 0,0048%.

Самым популярным материалом стала «Разработка рецептур и технологий функциональных продуктов специализированного назначения на молочной основе» ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА – его просматривали 2901 раз, при этом среднее время, потраченное на просмотр этого материала составило 1:43 минуты.

Табллица 5 — Самые популярные материалы сайта

Наименование НИР Автор Кол-во просмотров Время на просмотр
Разработка рецептур и технологий функциональных продуктов специализированного назначения на молочной основе ФГБОУ ВО Вологодская-ГМХА 2901 1:43
Использование цифровых технологий для производства, оценки урожая, сбора, хранения сельскохозяйственной продукции (в т.ч. индекс NDVI) ФГБОУ ВО Мичуринский-ГАУ 839 1:43
Разработка условных коэффициентов и нормативов потребности для методики использования условных коэффициентов перевода тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов в эталонные единицы при определении нормативов их потребности ФГБОУ ВО Красноярский-ГАУ 760 1:41
Определение критериев непригодности земель сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства с учетом долгосрочного планирования агропродовольственного комплекса региона и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации ФГБОУ ВОГУЗ 632 1:50
Исследование влияния микроэлементных удобрений, используемых при обработке семян и листовой подкормки, на урожайность зерна озимой пшеницы в условиях Центрально-Черноземной зоны ФГБОУ ВО Воронежский-ГАУ 629 2:06

Результаты исследований статистики просмотров материалов размещенных в интернете на сайте www.apknet.ru результатов двухлетней научно-исследовательской деятельности подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждений показали, что 444 просмотров из 12488 вызвали желание у пользователей познакомиться с материалом более основательно и только 5 из 236 работ заинтересовали пользователей и были полностью прочитаны (таблица 6 ).

Таблица 6 – Статистика полностью прочитанных работ

Автор Наименование разработки Кол-во прос-мотров Кол-во полностью прочитан-ных работ
ФГБОУ ВО МГАВМиБ имени К.И. Скрябина Разработка молекулярно-генетических методов селекции сельскохозяйственной птицы с использованием ДНК-маркеров 18 1
ФГБОУ ВО СПбГАВМ Обоснование применения гистологического метода исследования состава мясной продукции после обнаружения методом ПЦР-анализа незаявленных в составе компонентов 10 1
ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА Анализ мирового опыта развития индустрии безалкогольных напитков в части снижения содержания сахара в рецептуре (применение глюкозно-фруктозных сиропов, растительных заменителей (например стевии), сахарозаменителей и подсластителей) 152 1
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева Создание на основе адаптивной селекции сортов белого люпина (Lupinusalbus L.) с детерминантным типом роста, обладающих высокой адаптивностью, устойчивостью к болезням, технологичностью и содержанием в зерне протеина 38-42%, обеспечивающих сбор белка с урожаем семян 12-15 ц/га без внесения азотных удобрений 27 1
ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА Разработка технологии производства оригинального оздоровленного семенного материала российских сортов картофеля с использованием аэропонной установки в условиях Северо-Западного региона Российской Федерации 84 1

Исследование причин крайне низкого интереса требуют дальнейшего исследования. Очевидно, что избыточно длинные и малосодержательные тексты не привлекают внимания пользователей. Совершенно очевидно, что такие материалы читают уже подготовленные читатели и исключительно подробное повествование им не требуется. Специалисту нужно уже в первые секунды ознакомления с информацией уловить суть работы и принять решение о целесообразности дальнейшего чтения. Согласно исследованиям, пользователь читает первую страницу НИР, а затем пролистывает до содержательной части текст «по диагонали» с остановками на графики и таблицы с доказательной частью.

Например, график распределения прочтений материала «Разработка рецептур и технологий функциональных продуктов специализированного назначения на молочной основе» автор ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА по глубине просмотра (из статистики посещений сайта www.apknet.ru, (рисунок 7). word image 4 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Рисунок 7 – График распределения прочтения материала «Разработка рецептур и технологий функциональных продуктов специализированного назначения на молочной основе» автор ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА по глубине просмотра

В данном примере, 80 % просмотров (не прочтений, а именно беглых просмотров) ограничиваются первой третью текста и только 13% доходят до второй трети. При этом вдумчиво читается только начало, т.е. менее 1/3 текста.

В большинстве случаев (около 97 из 100) пользователь не просматривает работу до конца – они слишком объемные. В среднем за изучаемый период (20.06.2021-10.04.2022) только 3,76% просмотров материалов НИР на сайте apknet.ru были пролистаны до конца. Поэтому одним из эффективных решений для дальнейшей популяризации НИР является сокращение их формата и вынесение содержательной части в самое начало повествования. При этом такой подход должен полностью раскрывать суть НИР.

Таким образом, исследования состояния, анализа проблем и изучение потенциала возможностей информационного сопровождения научного обеспечения АПК дают основание считать направление совершенствования доступности потенциальных пользователей к информации о наличии научно-технической продукции наравне с исследованиями и разработкой потенциально востребованной инновационной продукции важнейшей и перспективной частью инновационного процесса.

Предложение совершенствования предполагает, что:

— полнотекстовая информация по завершенной и рекомендованной к использованию выполненной в рамках госзадания за счет средств федерального бюджета инновационной продукции должна быть доступной потенциальным пользователям;

— информация должно размечаться на сайте научного, образовательного учреждения и иного исполнителя и сайте официально уполномоченной Минсельхозом России организации (сейчас это сайт ФГБОУ ДПО «Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса» — www.apknet.ru);

— одновременно с функцией информационного обеспечения должен осуществляться мониторинг заинтересованности потенциальных пользователей результатами научно-исследовательской деятельности исполнителей научного, образовательного учреждения и иного исполнителя, для корректировки госзаказа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация агропромышленного комплекса в реальных современных условиях в основном должна основываться на широком использования эффективных инновационных разработок и научной продукции отечественных научно-образовательных учреждений.

В результате проведенных исследований в рамках выполнения государственного задания на осуществление работ по теме «Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства» предлагаются ряд механизмов, по мнению исполнителей работы, будут способствовать совершенствованию научного обеспечения АПК по направлениям:

— корректировки методов формирования государственного заказа на исследования и разработку научной продукции;

— информированности пользователей о наличии инновационной продукции и возможности осуществления обратной связи потенциальных пользователей с разработчиками.

1. Подведомственными Минсельхозу России, научными и образовательными учреждениями в 2021 году за счет средств федерального бюджета выполнено научно-исследовательских работ на сумму 312, 8 млн. рублей, при этом объем финансирования ежегодно увеличивается (в 2021 году более чем на 100 млн. рублей).

Преобладающими направлениями в исследованиях являются разработки в технологических сферах (наукоемкие технологии и инновационные продукты в области агрономии, ветеринарии, экологии и других прикладных направлениях сельскохозяйственного производства). Популярными направлениями отмечаются научные предложения по IT технологиям, техническим конструкциям и селекции. Тематика научно-исследовательских работ в значительной части совпадает с ранее выявленной востебованностью сельхозтоваропроизводителей (исследование РИАМА в 2019-2020гг. в рамках госзадания) в инновационной продукции.

Выявлены крайне неудовлетворительные объемы внедрения результатов научно-исследовательской деятельности — каждая, научная разработка прошла лишь единичную апробацию и следовательно, процесс исследование – освоение – распространение – производство за редким исключением останавливается на стадии освоения.

Одновременно отмечается существенный рост интереса потенциальных пользователей к информации о наличии инновационной продукции (за 2021 год на сайте www.apknet.ru наблюдался десятикратный рост поиска информации о наличии инновационной продукции).

Из выше обозначенного следует сделать вывод о неполном соответствии предложений научной продукции потребностям производства. В том числе по причине отсутствие в формировании заказа на НИР мнения сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как методика формирования плана НИР Минсельхозом России осуществляются по принципу видения проблемы научными сотрудниками образовательных учреждений и возможностей ими же их осуществления. При этом реального участия в определении потребности потенциальных потребителей нет, и естественно их мнение не учитывается.

 

Выявленные проблемы позволяют сделать заключение о необходимости:

— масштабного исследования потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в прикладных научных продуктах;

— аналитической обработки заявок потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в прикладных научных продуктах с целью выявления наиболее актуальных и потенциально востребованных для внедрения;

— формирования «портфеля заказов» на разработку прикладных научных продуктов (инноваций) исключительно с учетом спроса на потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в конкретном регионе с учетом природно-климатических и экономических условий.

Предполагается, что образовательные учреждения, научные и консультационные организации выявляют наличие доступных и применимых в регионе инновационных предложений и определяют потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в новых разработках, которые могут служить ориентиром для науки и основанием для составления госзаказа на научно-исследовательские работы. Выявленные потребности могут также являться ориентиром для формирования планов НИР научными организациями Российской академии наук.

2. Исследованиями проблем низкой инновационной активности АПК выявлена проблема отсутствия реального, понятного, доступного и эффективного механизма информированности пользователей о наличии инновационной продукции и возможности осуществления обратной связи сельских товаропроизводителей и иных потенциальных пользователей с разработчиками.

Недостаточная информированность сельских товаропроизводителей о наличии доступной и эффективной научно-технической продукции является существенной проблемой в повышении инновационной активности в сельском хозяйстве и обуславливает необходимость разработки механизма трансферта научно-технической продукции до потенциальных пользователей — методов формировании информационных массивов, адаптированных для практического использования, инновационных продуктов и организацию открытого форума по обмену инновациями, проектами, идеями и практиками в научно-образовательной и производственной сфере АПК.

В результате выполнение государственного задания по обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства разработаны и предлагаются:

1. Разработчикам научной продукции подведомственных Минсельхозу России научных и образовательных учреждений принять единую методику формы и правила комплектования предлагаемых производству баз данных инновационной продукции основанную на предлагаемых методах и средствах формирования инфраструктуры, технического, программно-методического и сервисного обеспечения. За основу предлагается взять разработанную и в течении ряда лет апробированную отраслевую сеть ФГБОУ ДПО РИАМА укомплектованную необходимым программным и сервисным оборудованием, техническими и программными средствами формирования, хранения и трансферта информационных ресурсов. Использовать разработанные рекомендации по её использованию и развитию;

3. Принять за основу созданное в ФГБОУ ДПО РИАМА пространство для публичного обсуждения работ, разработаные правила и регламенты работы открытого форума по обмену проектами, идеями и практиками в сфере сельскохозяйственного производства. Обсуждение предлагается производить с помощью сторонних ресурсов: социальных сетей (VK, Facebook и т.д.), стриминговых систем (YouTube и т.д.).;

4. Считаем необходимым внести изменений в формат размещения материалов НИР на сайте www.apknet. ru. Избыточно длинные и малосодержательные тексты не привлекают внимания пользователей, так как материалы читают уже подготовленные читатели и исключительно подробное повествование им не требуется. Одним из эффективных решений для дальнейшей популяризации НИР является сокращение их формата и вынесение содержательной части в самое начало повествования. При этом такой подход должен полностью раскрывать суть НИР (оптимальным, в частности, для реферата, является объем не более 2000 знаков).

5. Предлагается использовать разработанную в ФГБОУ ДПО РИАМА и апробированную на сайте www.apknet.ru методику оценки поведенческой статистики пользователей, где основой оценки качества являются «показатели времени, проведенного на странице материала» и «доля просмотров с пролистыванием материала до конца», а также «коэффициент интереса». Используя эти показатели, возможно ранжировать материалы НИР по степени проявленного к ним интереса пользователей.

Разработанные предложения будут способствовать:

  • информированности сельскохозяйственных товаропроизводителей о наличии востребованной, пригодной к освоению в производстве инновационной продукции;
  • обеспечивать популяризацию научно-технических разработок подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждений и иных инновационных организаций;
  • обеспечивать возможностью получать статистически достоверную информацию о востребованности тем научно-исследовательских разработок для формирования «портфеля заказов» и доведения государственного задания на НИР подведомственным научно-образовательным учреждениям Минсельхоза России.

Таким образом, предлагаемыми в рамках выполнения государственного задания на осуществление работ по теме «Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства» направлениями научного обеспечения процесса модернизации агропромышленного производства являются:

  • совершенствование методики формирования планов исследования и прикладных научных разработок образовательных учреждений и иных научных организаций Минсельхоза России в направлении приближения их тематик к реальной потребности потенциальных пользователей научной продукции (сельскохозяйственных товаропроизводителей);
  • информационное обеспечение потенциальных пользователей о наличии научно-технической продукции и организация возможности прямой и обратной связи разработчиков и товаропроизводителей, в т.ч. с использованием возможностей Интернет-технологий.

Процесс проведение работ по корректировке порядка формирования портфеля заказов на исследования и выполнение прикладных научных работ предлагается осуществлять поэтапно:

1 этап. Осуществить подбор сотрудников (интервьюиров), осуществляющих исследование проблем хозяйствующих субъектов АПК, требующих научного решения и их обучение. Исследователи (интервьюиры) должны быть компетентными специалистами, представляющими состояние развития и принципиальные проблемы отрасли, владеющие профессиональной терминологией и опытом социального общения. Наиболее подходящими для такой работы могут быть консультанты сельских консультационных центров, аспиранты и научные сотрудники образовательных учреждений. Их подготовка должна включать обучение приемов выявления потребности в уполномоченных Минсельхозом России образовательных учреждениях по соответствующей образовательной программе и аттестацию на предмет проведения таких исследований (приложение 4 ).

2 этоп. Следует установить перечень организаций, подлежащих исследованию их потребности в научных продуктах, способных проводить модернизацию производственных процессов и иных направлений повышения эффективности хозяйствования и потенциально готовых к внедрению предлагаемых инноваций (ресурсные в т.ч. технические, инвестиционные, кадровые и иные возможности). К ним в первую очередь следует отнести инновационно-активные сельхозпредприятия, успешно развивающиеся фермерские хозяйства и их объединения, предприятия новых инвестиционно-перспективных собственников, потенциальных инвесторов. Одновременно следует выявить специалистов способных оценить состояние и перспективу развития таких предприятий.

  • Форматом выявления проблем предприятий АПК требующих научного решения могут быть беседы, интервьюирование, анкетирование руководителей и специалистов предприятий, фермеров. Это может быть прямая беседа (предпочтительно), телефонный разговор, получение информации через интернет, распространение и сбор анкет на массовых мероприятиях (совещания, семинары и т.п.). Материалы опроса желательно оформить в форме анкет (приложение 5). Обработанные материалы анкетирования лучше оформить в виде таблицы. Итоги опроса (анкетирования) желательно обсудить со специалистами региональных органов управления АПК и на ученом совете предполагаемого исполнителя (научного (образовательного) учреждения. Выявленные направления требующих научного решения проблем могут использоваться научными и образовательными организациями для формирования плана научно-исследовательских работ и обоснования для его утверждения заказчиком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2012 №717).

2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576).

3. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена приказом Минсельхоза России от 25 июня 2007 года № 342).

4. Статистические отчеты об интернет аудитории и посещаемости крупнейших интернет ресурсов — https://webindex.mediascope.net

5. Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ научно-исследовательских работ, выполняемых высшими учебными заведениями, находящимися в ведении Минсельхоза России, за счет средств федерального бюджета (заключительный), Саратов 2021. – 402 с.

6. Левина Л.В. Механизм трансферта инноваций в деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования. – М.: ФГУ РЦСК, 2009 – 154 с.

7. Лёвина Л.В. Возможности системы сельскохозяйственного консультирования России по трансферту инноваций в сельскохозяйственное производство. // Ваш сельский консультант. 2010, №1. с. 16-17.

8. Маринченко Т.Е., Кузьмин В.Н., Королькова А.П., Сыпок С.И., Чепик Д.А., Рыженкова Н.Е. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК: аналит. обзор. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2020. – 112 с.

9. Нечаев В.И. Развитие инновационных процессов в АПК // В.И. Нечаев, В.С. Волощенко // Экономика сел. хоз-ва России. – 2012. -№ 10. – С.13-26.

10. Приоритетные направления инновационного развития АПК современной России: методологические подходы \ под ред. И.С.Санду, В.И.Нечаева, Н.Е.Рыженковой. — М: «Научный консультант», 2017. – 140 с.

11. Cавенко В.Г. Развитие инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования: инструктивно-метод. изд. / В.Г. Савенко, Ю.Н. Егоров, О.В. Савенко, Л.В. Лёвина. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2015. — 14

12. Савенко В.Г., Егоров Ю.Н., Шмаков П.П., Чернов А.А., Олонцев А.В, Титов Н.Л. Организационно-технические аспекты совершенствования формирования государственного задания на научно-исследовательскую продукцию для нужд сельского хозяйства: инстр.метод. -изд.. М.: ФГБОУ «РИАМА». 2020. – 66 с.

13. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф., Демишкевич Г.М., Рыженкова Н.Е. Формирование инновационной системы АПК: организационно – экономические аспекты: научн. изд.. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2013. — 216 с.

14. Санду И.С. Формирование аграрной инновационной политики / И.С. Санду, Г.М. Демишкевич, Д.А. Чепик // АПК: экономика, управление. – 2015. — № 10. – С.44-48.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

word image 5 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

word image 6 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Приложение 2

word image 7 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

word image 8 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Приложение 3

word image 9 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

word image 10 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

word image 11 Обеспечение государственной поддержки развития сельского хозяйства

Приложение 4

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ АПК

Цели и задачи учебной программы

Устойчивость агропромышленного сектора российской экономики во многом зависит от перехода отрасли на инновационный путь развития: использование новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственной растений, высокопродуктивных животных, эффективных. ресурсосберегающих технологий. высокопродуктивных машин и механизмов, современных методов хозяйствования. Одновременно следует признать, что реализация стратегии инновационного прорыва в настоящее время затруднена в связи с крайне низким (5,4 %) уровнем инновационной активности отрасли. Из общего количества завершенных, принятых и рекомендованных к внедрению в производство научно-технических разработок всего лишь 2-4 % используется, а технологические инновации реализуются менее чем в 10 процентов агропромышленных предприятий.[19]

Необходима системная и масштабная модернизация — осуществление «стратегии инновационного прорыва» на основе использования инновационных разработок отечественных научных организаций и предложений зарубежных фирм.[20] что возможно только при комплексном подходе к решению организационных и методологических проблем научного обеспечения отрасли и формирования новой парадигмы взаимодействия институтов власти, науки и производства.

Целью изучения дисциплины «Совершенствование механизмов научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК» является изучение теоретических и методологических основ научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК, освоение приемов определения приоритетных направлений научных исследований, методов формирования БД инновационной продукции, информационного обеспечения потенциальных пользователей и проведения статистического анализа востребованности предлагаемых научных продуктов.

Задачи:

1.Определиться с приоритетными направлениями инновационного развития АПК;

2. Освоить методы осуществления поиска, хранения, обработки и анализа информации по направлениям инновационного развития;

3. Освоить методы формирования программы прикладных научных исследований.

4. Освоить методы информационного обеспечения потенциальных пользователей научно-техническими достижениями статистического анализа востребованности предлагаемых научных продуктов.

Учебный план

№ п/п Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе Лекции Семинары и практические занятия Форма контроля
Учеба в образов. учреждении Самостоят. работа
1 Состояние научно-технического обеспечения процесса модернизации АПК 12 6 6 4 2 опрос
2 Формы м методы определения потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах 6 4 2 2 2 опрос
3 Исследование потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах 34 34 Курсовой проект
4 Формированию предложений и размещение государственного задания на выполнение НИР за счет средств федерального бюджета 12 12
5 Информационное обеспечение потенциальных пользователей о наличии научно-технической продукции 4 2 2 опрос
Итоговая аттестация слушателей 4 4
Всего 72 16 56 6 4 зачет

Содержание дисциплин

Тема 1. Состояние научно-технического обеспечения процесса модернизации АПК

Понятие модернизации агропромышленного производства. Элементы системы модернизации (подсистема аграрного образования, научные исследования и производство научно-технической продукции, коммерциализация научных предложений).Направления повышения инновационной активности АПК (формирование и пользования БД инновационных предложений, анализ выявления заинтересованности тематических направлений научных предложений пользователей, приемы совершенствования способов выявления потребительских предпочтений).

Тема 2. Формы и методы определения потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах

Формы и методы выявления проблем, требующих научного решения (опрос и анкетирование, определение предпочтений). Совершенствование методики формирования планов исследования и прикладных научных разработок в направлении приближения их тематик к реальной потребности потенциальных пользователей научной продукции (сельскохозяйственных товаропроизводителей). Согласование и аналитическая обработка заявок на выполнение научно-исследовательских работ. Формирование «портфеля заказов» на разработку прикладных научных продуктов. Интернет-технологии исследования потребности товаропроизводителей в разработке прикладной научной продукции.

Тема 3. Исследование потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах

Исследование потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах. Информационное обеспечение потенциальных пользователей в т.ч с использованием возможностей Интернет-технологий и образовательных учреждений. Методы проведения статистического анализа востребованности предлагаемой научно-технической продукции

Тема 4. Формированию предложений и размещение государственного задания на выполнение НИР за счет средств федерального бюджета

Обоснование актуальности предлагаемых НИР и согласование направлений в научно-производственном сообществе и властных структурах. Определение возможностей научно-образовательных учреждений и иных научных организаций участвовать в научных разработках.Тематический план-задание на выполнение научно-исследовательских работ по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета.

Тема 5. Информационное обеспечение потенциальных пользователей о наличии научно-технической продукции

Организация единого информационного пространства, баз данных (БД) научно-технической продукции. Обеспечение «свободного и открытого доступа к информационным ресурсам» посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК. Методы статистического анализа востребованности предлагаемых научных продуктов.

Практические занятия

Практические занятия по дисциплине проводятся с целью формирования компетенций обучающихся, закрепления полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения обучающимися специальной литературы.

Содержание практических занятий по дисциплине представлено в таблице:

№ п/п Наименование темы дисциплины Тематика практических занятий Трудоемкость (час.)
1. Состояние научно-технического обеспечения процесса модернизации АПК Исследование состояния модернизации субъектов агропромышленного комплекса 2
2 Формы м методы определения потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах Изучение форм и методов определения потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах 2
Всего 4

Тематика курсовых работ (проектов)

В связи с четко определенным целевым направлением программы обучения предлагается тема по формированию предложений по размещению государственного задания на выполнение НИР за счет средств федерального бюджета в____________________________районе ________________области». Слушатели могут по своему усмотрению предлагать свое наименование темы курсовой работы, не меняя главного направления исследования.

Самостоятельная работа слушателей

Основная цель самостоятельной работы слушателей при изучении дисциплины закрепить теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий, сформировать навыки в соответствии с требованиями, определенными в ходе занятий семинарского типа.

Самостоятельная работа слушателей в процессе изучения дисциплины включает:

— исследование потребности субъектов агропромышленного комплекса в прикладных научных продуктах;

— формированию предложений и размещение государственного задания на выполнение НИР за счет средств федерального бюджета;

— освоение рекомендованной преподавателем и методическими указаниями по данной дисциплине основной и дополнительной учебной литературы;

— изучение образовательных ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

— самостоятельный поиск информации в Интернете и других источниках;

— подготовку к аттестации (защите курсового проекта).

Вопросы для самоконтроля

1. Определение понятия «научная продукция».

2. Что понимается под термином «инновационный путь развития»?

3. Что предполагает «стратегия инновационного прорыва»?

4. В чем главная проблема реализации «стратегии инновационного прорыва»?

5. Назвать участников инновационного процесса.

6. Что мы понимаем под процессом комплексного инновационного развития отрасли?

7. Дайте характеристику существующей подсистемы аграрного образования.

8. Кто осуществляет информационно-консультационное обеспечение АПК?

9. Раскройте основные элементы схемы финансирования научно-исследовательской деятельности АПК.

10. Назвать основные элементы системы распространения научно-технической информации.

11. Где можно ознакомиться с БД выполненных подведомственными Минсельхозу России научными и образовательными учреждениями?

12. Может ли определить исследователь ознакомившись с реакцией пользователей сети www.apknet.ru заинтересованность пользователей в определенной теме и результатом НИР?

13. Каким способом исследователи могут выявлять проблемы сельских товаропроизводителей в вопросах требующих научного решения?

14. Назвать основные направления совершенствования порядка формирования тематического плана – задания на выполнение научно-исследовательских работ (прикладных научных исследований) по заказу Минсельхоза России подведомственным научным и образовательным учреждениям за счет средств федерального бюджета.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы слушателей

Самостоятельная работа слушателей предполагает освоение учебной и научной литературы по изучаемой дисциплине:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717).

2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576).

3. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена приказом Минсельхоза России от 25 июня 2007 года № 342).

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»).

5. Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ научно-исследовательских работ, выполняемых высшими учебными заведениями, находящимися в ведении Минсельхоза России, за счет средств федерального бюджета (заключительный), Саратовский ГАУ, 2021. – 145 с.

6. Марниченко Т.Е. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК: аналитический обзор. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2020. — 112 с.

7. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф., Демишкевич Г.М., Рыженкова Н.Е. Формирование инновационной системы АПК: организационно – экономические аспекты: научное издание. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2013. — 216 с.

8. Савенко В.Г., Егоров Ю.Н., Шмаков П.П., Чернов А.А., Олонцев А.В, Титов Н.Л. Организационно-технические аспекты совершенствования формирования государственного задания на научно-исследовательскую продукцию для нужд сельского хозяйства: инструктивно-методическое издание – М.: ФГБОУ «РИАМА». 2020. – 66 с.

9. Cавенко В.Г., Егоров Ю.Н., Савенко О.В., Лёвина Л.В. Развитие инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования: инструктивно-методическое издание – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2015. — 144 с.

10. Лёвина Л.В. Возможности системы сельскохозяйственного консультирования России по трансферту инноваций в сельскохозяйственное производство. // Ваш сельский консультант. 2010, №1. с. 16-17.

11. Научное обеспечение хозяйствующих субъектов АПК: проблемы и решения (информационное издание) – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2021. — 158 с.

12. Статистические отчеты об интернет аудитории и посещаемости крупнейших интернет ресурсов — https://webindex.mediascope.net.

13. Источник статистики посещаемости сайта www.apknet.ruhttps://metrika.yandex.ru.

14. Электронно- библиотечная система ZNANIUM.COM – режим доступа www.znanium.com.

15. Электронно-библиотечная система «Айбукс.ру/ibooks.ru» — режим доступа — www.ibooks.ru.

16. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – режим доступа http://elibrary.ru.

17. Электронная библиотека Grebennikon – режим доступа http.//grebennikon.ru.

18. Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных периодических изданий East View http://ebiblioteka.ru.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса

Образовательный процесс обеспечивается специальными помещениями, которые представляют собой аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и аттестации, помещения для самостоятельной работы слушателей.

Специальные помещения соответствуют действующим противопожарным правилам и нормам, укомплектованы специализированной мебелью.

Аудитории лекционного типа, оснащенные проекционным оборудованием и техническими средствами обучения, обеспечивающими представление учебной информации большой аудитории, демонстрационным оборудованием.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой, обеспечивающей доступ к сети Интернет и электронной информационно-образовательной среде университета.

Методические рекомендации для слушателей

1. При подготовке к практическому занятию рекомендуется следующий порядок работы слушателя:

— Внимательно изучите план занятия, определите место темы занятия в общем содержании и учебном плане изучения дисциплины, ее связь с другими темами.

— Прочтите электронный (письменный) вариант лекции по теме, найдите и проработайте соответствующие разделы в рекомендованных учебниках и дополнительной литературе.

— После ознакомления с теоретическим материалом продумайте развернутые ответы на предложенные вопросы для самопроверки. Вопросы, которые вызывают у обучающегося затруднение при подготовке, должны быть заранее сформулированы и озвучены во время занятий в аудитории для дополнительного разъяснения преподавателем.

2. Подготовка курсового проекта. Курсовой проект является самостоятельной работой слушателя, выполняемой по учебному плану. В процессе подготовки проекта слушатель закрепляет и углубляет теоретических знаний по дисциплине, развивает практические навыки исследования и самостоятельной работы со специальной литературой.

Преподаватель на одном из практических занятий знакомит слушателей с содержанием курсового проекта и дает пояснения по методике его подготовки, написания и защиты.

Методические рекомендации для преподавателей, образовательные технологии

Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины:

а) для текущей успеваемости и самоконтроля опрос;

б) для аттестации: доклад по проекту.

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине используются следующие образовательные технологии:

1) лекции с использованием методов проблемного изложения материала;

2) выполнение письменных заданий;

3) обсуждение подготовленных слушателями докладов по проекту.

Приложение 5

А Н К Е Т А

исследования потребности сельских товаропроизводителей в научно-технических разработках

Объектами анкетирования являются сельские товаропроизводители всех форм собственности.

Результаты мониторинга потребности предполагается использовать при формировании заказов на проведение научно-исследовательских работ за счет средств федерального бюджета РФ.

1. Сведения о респонденте (организационно-правовая форма, наименование организации, район, субъект РФ)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Основные виды деятельности согласно ОКВЭД (01.1 растениеводство, 01.2 животноводство, 01.3 смешанное сельское хозяйство, 03.022 рыбоводство пресноводное, 01.6 услуги в сельском хозяйстве и др.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите проблему (проблемы), решение которой необходимо осуществить с помощь научных исследований и разработок:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ожидаемая эффективность от освоения инноваций (отметить)

  • Технологический эффект;
  • Экономический эффект;
  • Социальный эффект;
  • Экологический эффект.

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

  1. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2012 №717).
  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576).
  3. Марниченко Т.Е. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК: аналит. Обзор. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2020. — 112 с.
  4. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф., Демишкевич Г.М., Рыженкова Н.Е. Формирование инновационной системы АПК: организационно – экономические аспекты: научн. изд.. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2013. — 216 с.
  5. Савенко В.Г., Егоров Ю.Н., Шмаков П.П., Чернов А.А., Олонцев А.В, Титов Н.Л. Организационно-технические аспекты совершенствования формирования государственного задания на научно-исследовательскую продукцию для нужд сельского хозяйства: инстр.метод. -изд.. М.: ФГБОУ «РИАМА». 2020. – 66 с.
  6. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена приказом Минсельхоза России от 25 июня 2007 года № 342).
  7. Марниченко Т.Е. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК: аналит. Обзор. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2020. — 112 с.
  8. Лёвина Л.В. Возможности системы сельскохозяйственного консультирования России по трансферту инноваций в сельскохозяйственное производство. // Ваш сельский консультант. 2010, №1. с. 16-17.
  9. Cавенко В.Г. Развитие инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования: инструктивно-метод. изд. / В.Г. Савенко, Ю.Н. Егоров, О.В. Савенко, Л.В. Лёвина. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2015. — 144 с.
  10. Приоритетные направления инновационного развития АПК современной России: методологические подходы \ под ред. И.С.Санду, В.И.Нечаева, Н.Е.Рыженковой. — М: «Научный консультант», 2017. – 140 с.
  11. Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ научно-исследовательских работ, выполняемых высшими учебными заведениями, находящимися в ведении Минсельхоза России, за счет средств федерального бюджета (заключительный), Саратов 2021. – 402 с.
  12. Марниченко Т.Е. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК: аналитическийобзор – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2020. — 112 с.
  13. Санду И.С. Формирование аграрной инновационной политики / И.С. Санду, Г.М. Демишкевич, Д.А. Чепик // АПК: экономика, управление. – 2015. — № 10. – С.44-48.
  14. Маринченко Т.Е., Кузьмин В.Н., Королькова А.П., Сыпок С.И., Чепик Д.А., Рыженкова Н.Е. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК: аналит. обзор. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2020. – 112 с.
  15. Левина Л.В. Механизм трансферта инноваций в деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования. – М.: ФГУ РЦСК, 2009 – 154 с.
  16. Нечаев В.И. Развитие инновационных процессов в АПК // В.И. Нечаев, В.С. Волощенко // Экономика сел. хоз-ва России. – 2012. -№ 10. – С.13-26.
  17. Савенко В.Г., Развитие инновационной деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования: инструктивно-метод. изд. В.Г. Савенко, Ю.Н. Егоров, О.В. Савенко, Л.В. Левина.- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2015. — 144 с.
  18. Статистические отчеты об интернет аудитории и посещаемости крупнейших интернет ресурсов — https://webindex.mediascope.net
  19. Марниченко Т.Е. Организационно-экономический механизм формирования инновационной среды в АПК: аналитический обзор. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2020. — 112 с.
  20. Инновационное развитие подотраслей АПК: методологические подходы / Под ред. И.С.Санду, В.И.Нечаева. — М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ. 2021. – 232 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *