Отраслевая сеть инноваций в АПК

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ​

Применение технологий независимой оценки квалификаций (НОК) при разработке фондов оценочных средств для промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников аграрных вузов

Титульный лист и исполнители

РЕФЕРАТ

Отчет на 1194с., 2 кн., 64 табл., 15 источн., 22 прил.

Ключевые слова: оценочные средства, промежуточная и итоговая аттестация, независимая оценка квалификаций, аграрные образовательные программы

Применение технологий независимой оценки квалификаций (НОК) при разработке фондов оценочных средств для промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников аграрных вузов

Объектом исследования являются методические подходы к формированию оценочных средств промежуточной и государственной итоговой (итоговой) аттестации по направлениям подготовки и специальностям агарной направленности.

Целью исследований явилась разработка подходов формирования оценочных средств для выявления уровня сформированности компетенций, гармонизированных с отраслевыми профессиональными стандартами, на основе методологических основ независимой оценки квалификаций.

Технология независимой оценки квалификаций адаптирована к процедуре оценивания уровня освоения образовательных программ. Разработаны макеты фондов оценочных средств промежуточной и государственной итоговой (итоговой) аттестации с применением технологий независимой оценки квалификаций. Макеты апробированы при разработке фондов оценочных средств по дисциплинам образовательных программ по направлениям бакалавриата Агрономия, Агрохимия и агропочвовение, Агроинженерия, Зоотехния и специальности Ветеринария.

Макеты фондов оценочных средств могут быть использованы при разработке образовательных программ, сопряженных с профессиональными стандартами. Разработанные фонды оценочных средств – в процедурах оценки сформированности компетенций обучающихся и выпускников аграрных вузов.

ВВЕДЕНИЕ

Агропромышленный комплекс страны и региона демонстрирует высокие темпы роста. Эта задача стоит перед отраслью и на перспективу, несмотря на серьезные вызовы сегодняшнего дня. На встрече с ректорами аграрных вузов Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев отметил: «Учитывая новые реалии, задача на перспективу, в том числе состоит в подготовке кадров, способных находить грамотные и взвешенные решения в любых обстоятельствах»[1]. Соответственно, аграрные вузы должны готовить выпускников с высоким уровнем профессиональной компетентности, соответствующей как современному уровню развития сельского хозяйства, так и чрезвычайной ситуации международного масштаба. В этих условиях существенно возрастает роль профессионального сообщества и его взаимодействия с аграрными вузами в части формирования структуры и содержания образовательных программ и, что важно, оценивания соответствия выпускников запросам аграрного бизнеса. Возможности реализации новых подходов обусловлены выходом образовательных стандартов, ориентированных на профессиональные, а также разработкой механизмов независимой оценки квалификаций.

Формирование образовательных программ, в том числе в части оценки сформированности компетенций и готовности выпускника в полной мере выполнять профессиональные задачи, невозможно без гармонизации структуры и содержания образования с профессиональными стандартами и использования апробированных методик системы независимой оценки квалификаций. Соответственно, коллаборация подходов Совета по профессиональным квалификациям в АПК и опыта образовательных организаций в области разработки оценочных средств по образовательным программам в области растениеводства, животноводства и агроинженерии, в полной мере отвечает современным запросам государства и общества.

Целью исследований явилась разработка подходов формирования оценочных средств для выявления уровня сформированности компетенций, гармонизированных с отраслевыми профессиональными стандартами, на основе методологических основ независимой оценки квалификаций.

В задачи исследования входило:

– оценка соответствия существующей структуры подготовки кадров для АПК ожиданиям и современным потребностям аграрного бизнеса;

– изучение методологических подходов, нормативных документов независимой оценки квалификаций;

– адаптация технологии независимой оценки квалификаций к процедуре оценивания освоения обучающимися аграрных направлений и специальностей на этапе промежуточной и итоговой аттестации;

– разработка макета фондов оценочных средств с применением технологий независимой оценки квалификаций;

– разработка фондов оценочных средств по дисциплинам образовательных программ по направлениям бакалавриата Агрономия, Агрохимия и агропочвовение, Агроинженерия, Зоотехния и специальности Ветеринария.

1. Обоснование целесообразности применения технологий независимой оценки квалификаций при формировании образовательных программ аграрного профиля

1.1. Актуальность гармонизации технологий оценивания профессиональной компетентности в образовании и аграрном бизнесе

Дальнейшее эффективное развитие агропромышленного комплекса страны возможно только при условии обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами. Несмотря на традиционность термина «высококвалифицированный специалист», в настоящее время он остается актуальным. При этом имеет новое содержание, связанное, как с инновационным развитием отрасли, так и с потребностью аграрного бизнеса в выпускнике со сформированными на более высоком уровне профессиональными компетенциями. Соответственно, принципиально новые задачи ставятся перед аграрным образованием. В первую очередь, это формирование образовательных программ, сопряженных с профессиональными стандартами. Во-вторую – разработка механизмов оценки сформированности компетенций в соответствии с потребностью бизнес сообщества.

Обсуждая первую задачу, следует отметить, что в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования включают перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Однако зачастую эти перечни существенно сужают области и задачи профессиональной деятельности образовательных программ. Так, ФГОС ВО по направлению подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» ссылается только на профессиональный стандарт «Агроном», который даже в первом приближении не может сформировать требованиям к профессиональным компетенциям выпускника с областью профессиональной деятельности – Сельское хозяйство (в сфере производства, хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства). Соответственно, образовательная программа должна формироваться на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемым на рынке труда, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники [2,3].

Обсуждая эти вопросы целесообразно обратиться к мнению профессионального сообщества. В рамках поставленных задач был проведен анализ запроса регионального рынка труда в агарной сфере (таблица 1).

Таблица 1 – Региональный рынок труда в сельском хозяйстве

Квалификация Заявлено вакансий на год Обратилось в службу занятости в поиске работы, чел. Количество вакансий в расчете на 1 обратившегося
2018 2019 2018 2019 2018 2019
Агроном 169 102 79 75 2,1 1,4
Зоотехник 132 84 42 53 3,1 1,6
Ветеринарный врач 356 226 99 78 3,6 2,9
Тракторист-машинист 655 440 130 125 5,0 3,5
Оператор комплексов и ферм КРС 97 158 66 141 1,5 1,1
Оператор свиноводческих комплексов 429 252 276 104 1,6 2,4
Оператор птицефабрик 136 27 77 19 1,8 1,4

При общей тенденции снижения напряженности на региональном рынке труда в области сельского хозяйства, потребность в специалистах основных квалификаций остается высокой. При этом если в растениеводстве и животноводстве понятен запрос бизнеса, как с позиций отраслевой рамки квалификаций в области профессиональной деятельности «Сельское хозяйство», так и с позиций, формируемых в процессе освоения образовательных программ высшего образования, профессиональных компетенций, речь идет о направлениях подготовки 35.03.04 «Агрономия», 36.03.02 «Зоотехния», специальности 36.05.01 «Ветеринария», то основной запрос бизнеса в области агроинженерии связан со специалистами более низкого 4 уровня. При этом квалификационные требования предполагают не только знание и умение в области машин и оборудования, но и специализированных знаний в области растениеводства и животноводства. Что вполне обосновывает подход Совета по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса к формированию образовательных программ высшего образования. По мнению этого компетентного органа, выпускник уровня высшего образования должен уметь выполнять трудовые действия более низкого уровня. Реализацией этой позиции является введение в образовательные программы по направлению подготовки Агроинженерия профессионального модуля по приобретению квалификации «Тракторист-машинист».

Для детализации проблем на региональном рынке труда в области агропромышленного комплекса было проведено анкетирование 22 ведущих групп компаний и органов исполнительной власти региона в аграрной сфере. Были заданы вопросы, касающиеся актуальности проблемы дефицита кадров, как в разрезе всей компании, так и отдельных профессиональных квалификаций. На выбор компаний были предложены существующие и новые перспективные производственные квалификации. К первой категории были отнесены агрономы, зоотехники, агроинженеры, инженеры-энергетики, инженеры по механизации растениеводства и животноводства, ветеринарные врачи, технологи по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции и другие традиционные специальности. Вторую категорию представляли генетики, биотехнологии, эмбриологи, биоинформатики, инженеры по навигации техники, специалисты по геоинформационным системам и другие.

Результаты анкетирования компаний работодателей – партнеров Университета показали:

– для 60 % компаний проблема дефицита кадров является приоритетной; для оставшихся 40 она также важна, но уровень ее актуальности оценивается в 4 балла из возможных 5;

– для 77 % компаний необходимы сотрудники традиционных производственных специальностей – агроинженеры, агрономы, зоотехники, ветеринары и др.;

– ежегодно в отдельных компаниях востребованы до 65 агроинженеров, до 80 ветеринарных врачей, до 30 агрономов и других специалистов;

– потребность в новых производственных специальностях гораздо ниже, не превышает 10 специалистов в перспективе 3-5 лет. При этом отдельные достаточно мощные группы компаний делают ставку только на традиционные профессиональные квалификации.

Таким образом, агробизнес сообществу, по-прежнему, нужны профессиональные кадры традиционных производственных квалификаций. При этом должен меняться уровень профессиональной компетентности таких специалистов, их соответствие современным аграрным технологиям и уровню развития аграрного бизнеса. Соответственно, должны измениться подходы и к оцениванию компетентности таких специалистов, при чем на более ранней, чем независимая оценка квалификаций стадии, на стадии освоения образовательных программ в рамках промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.2 Отличие процедур оценивания в период освоения профессиональных образовательных программ и независимой оценки квалификаций

Обсуждая поставленную в работе цель, целесообразно, прежде всего, понять отличительные особенности оценочных материалов в образовательных программах высшего образования и в процедурах независимой оценки квалификаций.

Оценочные материалы образовательных программ достаточно рамочно регламентируются Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по соответствуют направлениям подготовки и специальностям. Их структура зачастую определяется локальными актами образовательной организации.
Формируемые, как часть образовательной программы, фонды оценочных средств, прежде всего, ориентированы на оценивание уровня сформированности компетенций в соответствии с матрицей, определяющей закрепление компетенций за дисциплинами (модулями), практиками учебного плана. Как правило, фонды оценочных средств включают:

– перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

– описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах формирования;

– описание шкал оценивания;

-типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

– методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Фонды оценочных средств должны формироваться исходя из направленности образовательной программы, объектов и области профессиональной деятельности, установленных в образовательной программе задач профессиональной деятельности.

В процедуре независимой оценки квалификаций, разработанной в соответствии федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», определяется квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности[4]. Оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом государственная система независимой оценки квалификаций практически сформирована. Приняты необходимые законодательные и нормативные акты, в том числе Федеральный закон от 23.09.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.11.2016 №601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств при проведении независимой оценки квалификаций» [5]. Создан совет по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса. На обсуждении находятся проекты профессиональных квалификаций в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, которые сопоставляют квалификации, включая их уровень с трудовыми функциями, установленными в профессиональных стандартах.

Утвержденные Национальным советом по развитию квалификаций оценочные средства разработаны применительно к наименованию, уровню квалификации, профессиональному стандарту или квалификационным требованиям и виду профессиональной деятельности и включают:

– спецификацию заданий для теоретического этапа профессионального экзамена;

– спецификацию заданий для практического этапа профессионального экзамена;

– требования к материально-техническому и кадровому обеспечению оценочных мероприятий;

– требования к безопасности проведения оценочных мероприятий;

– задания для теоретического и практического этапов профессионального экзамена;

– критерии оценки (ключи к заданиям), правила обработки результатов теоретического этапа профессионального экзамена и принятия решения о допуске (отказе в допуске) к практическому этапу профессионального экзамена;

– правила обработки результатов профессионального экзамена и принятия решения о соответствии квалификации соискателя требованиям к квалификации;

– перечень нормативных правовых и иных документов, использованных при подготовке комплекта оценочных средств.

С учетом сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов 3++ с профессиональными стандартами, по сути обе процедуры сводятся к оценке способности выполнять те или иные трудовые действия в рамках трудовых и обобщенных трудовых функций. Так, например, квалификация «Инженер-механик в сельском хозяйстве (6-й уровень квалификации)» оценивается на выполнение трудовых функций D/01.6 «Организация технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники в организации», D/02.6 «Организация эксплуатации сельскохозяйственной техники в организации», D/03.6 «Организация работы по повышению эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники» профессионального стандарта «Специалист в области механизации сельского хозяйства». При этом необходимым условием допуска к прохождению профессионального экзамена является наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки «Агроинженерия». Сформированная в университете образовательная программа также сопряжена с профессиональным стандартом «Специалист в области механизации сельского хозяйства» и направлена на формирование тех же трудовых функций.

Соответственно, обе процедуры могут быть гармонизированы. При этом фонды оценочных средств образовательных программ носят больше характер выявления потенциальных возможностей выпускника с позиций подтверждения формирования универсальных общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных образовательной программой. В то время как критерием оценки квалификации являются трудовые действия, установленные профессиональным стандартом для определенного уровня квалификации.

2. Разработка методики формирования фондов оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации

2.1 Общие подходы

Как показал сравнительный анализ технологий, применяемых при реализации образовательных программ и независимой оценки квалификаций, введение ФГОС 3++ существенно сблизило эти подходы, в первую очередь, в части профессиональных компетенций. Образовательные организации получили существенные свободы на этапе формирования образовательных программ по выбору области профессиональной деятельности, сферы профессиональной деятельности выпускников, типа задач и задач профессиональной деятельности выпускников. И если образовательная программа будет нацелена на формирование у выпускника способности выполнять максимальный объем обобщенных трудовых функций и трудовых действий, заложенных в определенный («привязанный» к ФГОС и ОП профессиональный стандарт), то задача разработки фондов оценочных средств, как минимум, сводится к сопряженному с профессиональным стандартом установлению ЗУНов (знаний, умений, навыков) и разработке типовых заданий как теоретической, так и практической направленности.

При этом необходимо отметить, что с учетом направленности профессиональных стандартов на установление квалификационных требований, технология независимой оценки квалификаций более приемлема для оценивания уровня сформированности общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК). Соответственно целесообразна ее реализация на этапе промежуточной аттестации дисциплин образовательных программ, формирующих ОПК и ПК. Идентичным может быть подход оценивания уровня сформированности компетенций выпускника на этапе государственной итоговой аттестации в форме государственного экзамена.

В методике формирования оценочных средств для промежуточной аттестации и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций применены следующие подходы нормативно закрепленной процедуры разработки оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций:

– выбор профессионального стандарта, на соответствие положениям которого проводится оценивание уровня профессиональной компетентности выпускника;

– определения уровня квалификации, определенного в соответствии с требованиями к квалификации;

– формирование пакета знаний, умений, трудовых действий, трудовых функций в соответствии с требованиями к квалификации;

– формирование комплектов заданий для теоретического и практического этапа профессионального экзамена и их спецификацию;

– описание критериев оценки заданий промежуточной аттестации или государственной итоговой аттестации.

Установление требований к кадровому обеспечению промежуточной и итоговой аттестации должно соответствовать требованиям соответствующего ФГОС ВО и квалификационным требованиям к профессорско-преподавательскому составу. При этом в рамках гармонизации процедуры оценивания возможен подход, рекомендованный Минобрнауки в части внутренней независимой оценки качества образования [6]. Локальным нормативным актом образовательной организации может быть закреплено создание комиссий для проведения промежуточной аттестации с включением в ее состав представителей организаций по профилю образовательных программ. Например, для аграрных направлений подготовки – организаций сельхозтоваропроизводителей. При проведении государственной итоговой аттестации это требование установлено Приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» [7] и соответствующими локальными актами образовательной организации.

Что касается перечня нормативных правовых и иных документов, использованных при подготовке комплекта оценочных средств, то он также является неотъемлемой частью образовательной программы.

Разработанный методический подход может быть реализован как на этапе промежуточной аттестации дисциплин (модулей), практик образовательной программы, так и на этапе государственной итоговой (итоговой) аттестации выпускников.

2.2. Макет фонда оценочных средств

Фонд оценочных средств содержит следующие разделы:

– общую характеристику дисциплины, включая цель, задачи, предмет дисциплины, место дисциплины в образовательной программе (обязательная часть или часть, формируемая участниками образовательных отношений), взаимосвязь с другими дисциплинами, взаимосвязь с профессиональным(ыми) стандартом(ами). В подразделе указывается перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций соответствующего профессионального стандарта с учетом уровня квалификации, формируемых в процессе освоения дисциплины;

– планируемые результаты обучения по дисциплине, сопряженные с профессиональным стандартом. В разделе индикаторы достижения формируемых в процессе освоения дисциплины универсальных и/или общепрофессиональных и/или профессиональных компетенций в соответствии с типом задач профессиональной деятельности приводятся в соответствии с обобщенными трудовыми функциями и трудовыми функциями соответствующего профессионального стандарта;

– оценочные средства для проведения промежуточной аттестации. Включают спецификацию заданий для проведения теоретического этапа промежуточной аттестации и спецификацию заданий для проведения практического этапа промежуточной аттестации, шкалы и критерии оценивания достижений компетенций. В разделе приводятся материалы для оценки достижения компетенций, в том числе вопросы к зачету (зачету с оценкой) и/или экзамену, задания для проверки умений и навыков и/или опыта практической деятельности, перечень тем курсовых проектов (работ), тестовые задания, перечень тем рефератов, контрольных, контрольно-графических работ и вопросов для их защиты. Даны рекомендации о количестве вопросов и заданий по формам промежуточной аттестации в расчете на 1 зачетную единицу;

– система оценивания достижений компетенций. Включает описание совокупности вопросов, задач, курсовых проектов (работ), тестов, контрольных, расчетно-графических работ, рефератов и других оценочных средств, позволяющих оценить достижение компетентности обучающихся в разрезе отдельных индикаторов, при проведении промежуточной аттестации;

– учебно-методическое и информационное обеспечение промежуточной аттестации. Включает рекомендуемую литературу (основную, дополнительную, методическую), электронные библиотечные системы, профессиональные базы данных и информационные системы, рекомендуемые сайты и информационные порталы;

– материально-техническое и программное обеспечение промежуточной аттестации. Содержит информацию о помещениях и оборудования для промежуточной аттестации, включая контактную и самостоятельную работу, требования безопасности к проведению оценочных мероприятий, программное обеспечение общего назначения, для реализации электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий, специализированного программного обеспечения.

Форма фонда оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине приведена в Приложении 1.

Фонд оценочных средств разрабатывается преподавателем, коллективом преподавателей кафедры, за которым закреплена дисциплина. Рассматривается на заседании соответствующей кафедры. Рекомендация к применению в образовательном процессе дается методической комиссией факультета. В случае разработки фонда оценочных средств по дисциплине образовательной программы, закрепленной за другим факультетом, фонд оценочных средств также рассматривается на заседании методической комиссии этого факультета. Утверждается деканом факультета.

Рекомендуется рецензирование фонда оценочных средств представителями (руководителями или работниками соответствующего уровня) организаций по профилю образовательной программы.

2.3. Апробация макета фондов оценочных средств применительно к дисциплинам образовательных программ, реализуемым в университете

Апробация разработанного с учетом методических приемов технологии независимой оценки квалификаций макета фонда оценочных средств промежуточной аттестации проведена для выборки дисциплин образовательных программ направлений бакалавриата 35.03.05 Агрономия, 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.06 Агроинженерия, 36.03.02 Зоотехния, специальности 36.05.01 Ветеринария:

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Земледелие» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.05 Агрономия, утвержденный деканом факультета агрономии, агрохимии и экологии Пичугиным А.А.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Растениеводство» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.05 Агрономия, утвержденный деканом факультета агрономии, агрохимии и экологии Пичугиным А.А.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Агрохимия» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.05 Агрономия, утвержденный деканом факультета агрономии, агрохимии и экологии Пичугиным А.А.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Общее почвоведение» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, утвержденный деканом факультета агрономии, агрохимии и экологии Пичугиным А.А.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Агрохимия» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, утвержденный деканом факультета агрономии, агрохимии и экологии Пичугиным А.А.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Тракторы и автомобили» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия, утвержденный деканом агроинженерного факультета Оробинским В.И.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Машины и оборудование в животноводстве» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия, утвержденный деканом агроинженерного факультета Оробинским В.И.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Сельскохозяйственные машины» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия, утвержденный деканом агроинженерного факультета Оробинским В.И.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Технология ремонта машин» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия, утвержденный деканом агроинженерного факультета Оробинским В.И.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Эксплуатация машинно-тракторного парка» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия, утвержденный деканом агроинженерного факультета Оробинским В.И.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Разведение животных» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 36.03.02 Зоотехния, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Кормление животных» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 36.03.02 Зоотехния, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Скотоводство» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 36.03.02 Зоотехния, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Свиноводство» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 36.03.02 Зоотехния, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Птицеводство» обязательной части образовательной программы уровня бакалавриата направления подготовки 36.03.02 Зоотехния, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Организация ветеринарного дела» обязательной части образовательной программы уровня специалитета по специальности 36.05.01Ветеринария, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Внутренние незаразные болезни» обязательной части образовательной программы уровня специалитета по специальности 36.05.01Ветеринария, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Общая и частная хирургия» обязательной части образовательной программы уровня специалитета по специальности 36.05.01Ветеринария, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Паразитология и инвазионные болезни» обязательной части образовательной программы уровня специалитета по специальности 36.05.01Ветеринария, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине «Эпизоотология и инфекционные болезни животных» обязательной части образовательной программы уровня специалитета по специальности 36.05.01Ветеринария, утвержденный деканом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства Аристовым А.В.;

Сопряжение разработанных фондов оценочных средств с профессиональными стандартами приведено в таблицах 2-6.

Таблица 2 – Сопряжение Фонда оценочных средств дисциплин образовательной программы Агрономия с профессиональным стандартом

Образовательная программа (код, наименование) Дисциплина (с указанием части УП) Профессиональный стандарт Формируемые компетенции (по ОП ВО) Соответствие обобщенной трудовой функции, трудовой функции (код по ПС)
35.03.05 Агрономия Земледелие

(обязательная часть)

профессиональный стандарт «Агроном», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 июля 2018 г. № 454н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный № 51709). ПК-8. Способен осуществить сбор информации, необходимой для разработки системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур

ПК-9. Способен разработать систему севооборотов

ПК-12 Способен разработать рациональные системы обработки почвы в севооборотах

ПК-15

Способен разработать экологически обоснованные интегрированные системы защиты растений и агротехнические мероприятия по улучшению фито-санитарного состояния посевов

В. Организация производства продукции растениеводства

и трудовая функция B/01.6 Разработка системы мероприятий по повышению эффективности производства продукции растениеводства

Растениеводство

(обязательная часть)

профессиональный стандарт «Агроном», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 июля 2018 г. № 454н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный № 51709). ПК-11. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур

ПК-13. Способен разработать технологии посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними

ПК-16 Способен разработать

технологии уборки

сельскохозяйственных

культур, послеуборочной доработки

сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение

В. Организация производства продукции растениеводства
Агрохимия

(обязательная часть)

профессиональный стандарт «Агроном», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 июля 2018 г. № 454н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2018 г., регистрационный № 51709). ПК-14. Способен разработать системы применения удобрений с учетом свойств почвы и биологических особенностей растений В. Организация производства продукции растениеводства

Таблица 3 – Сопряжение Фонда оценочных средств дисциплин образовательной программы Агрохимия и агропочвоведение с профессиональным стандартом

Образовательная программа (код, наименование) Дисциплина (с указанием части УП) Профессиональный стандарт Формируемые компетенции (по ОП ВО) Соответствие обобщенной трудовой функции, трудовой функции (код по ПС)
35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение Общее почвоведение

(обязательная часть)

Профессиональный стандарт «Агрохимик-почвовед» Приказ Минтруда России от 02.09.2020 N 551н «Об утверждении профессионального стандарта «Агрохимик-почвовед» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2020 N 60003) ПК- 2.

Способен участвовать в проведении

почвенных и агрохимических и

агроэкологических обследований

земель, осуществлять анализ,

оценку и группировку почв по их

качеству и пригодности для

сельскохозяйственных культур,

составлять почвенные,

агроэкологические и агрохимические карты и картограммы

С.Организация агрохимического мониторинга и управления плодородием почв

 

 

Агрохимия

(обязательная часть)

Профессиональный стандарт «Агрохимик-почвовед» Приказ Минтруда России от 02.09.2020 N 551н «Об утверждении профессионального стандарта «Агрохимик-почвовед» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2020 N 60003) ПК-3.Способен составлять экологически

обоснованную систему применения

удобрений в севооборотах с учетом

биологических особенностей сель-скохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологи

С.Организация агрохимического мониторинга и управления плодородием почв

 

 

Таблица 4 – Сопряжение Фонда оценочных средств дисциплин образовательной программы Агроинженерия с профессиональным стандартом

Образовательная программа (код, наименование) Дисциплина (с указанием части УП) Профессиональный стандарт Формируемые компетенции (по ОП ВО) Соответствие обобщенной трудовой функции, трудовой функции (код по ПС)
35.03.06 Агроинженерия Тракторы и автомобили (обязательная часть) 13.001 «Специалист в области механизации сельского хозяйства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №60002 от 24 сентября 2020 г.) ОПК-5 Способен участвовать в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности

ПК-1Способен организовать техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

ПК-2 Способен организовать эксплуатацию сельскохозяйственной техники

ПК-3 Способен организовать работу по повышению эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники

D. Организация обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники
35.03.06 Агроинженерия Сельскохозяйственные машины(обязательная часть) 13.001 «Специалист в области механизации сельского хозяйства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №60002 от 24 сентября 2020 г.) ПК-1Способен организовать техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

ПК-2 Способен организовать эксплуатацию сельскохозяйственной техники

ПК-3 Способен организовать работу по повышению эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники

D. Организация обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники
35.03.06 Агроинженерия Машины и оборудование в животноводстве(обязательная часть) 13.001 «Специалист в области механизации сельского хозяйства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №60002 от 24 сентября 2020 г.) ПК-1Способен организовать техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

ПК-2 Способен организовать эксплуатацию сельскохозяйственной техники

ПК-3 Способен организовать работу по повышению эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники

D. Организация обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники
35.03.06 Агроинженерия Технология ремонта машин(обязательная часть) 13.001 «Специалист в области механизации сельского хозяйства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №60002 от 24 сентября 2020 г.) ПК-1Способен организовать техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

ПК-3 Способен организовать работу по повышению эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники

D. Организация обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники
35.03.06 Агроинженерия Эксплуатация машинно-тракторного парка(обязательная часть) 13.001 «Специалист в области механизации сельского хозяйства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №60002 от 24 сентября 2020 г.) ПК-1Способен организовать техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники

ПК-3 Способен организовать работу по повышению эффективности технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники

D. Организация обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной техники

Таблица 5 – Сопряжение Фонда оценочных средств дисциплин образовательной программы Зоотехния с профессиональным стандартом

Образовательная программа (код, наименование) Дисциплина (с указанием части УП) Профессиональный стандарт Формируемые компетенции (по ОП ВО) Соответствие обобщенной трудовой функции, трудовой функции (код по ПС)
36.03.02 Зоотехния Разведение животных (обязательная часть) 13.013 « Специалист по зоотехнии», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2020 года N 423н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №59263 от 14августа 2020 г.) Оперативное управление технологическими процессами производства продукции животноводства

Оперативное управление технологическими процессами производства продукции животоводства

В/01.6. Управление технологическими процессами содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных

С/01.6. Разработка технологии производства продукции органического животноводства

36.03.02 Зоотехния Кормление животных (обязательная часть) – 13.013 «Специалист по зоотехнии», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2020 года N 423н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №59263 от 14августа 2020 г.) Оперативное управление технологическими процессами производства продукции животноводства В/02.6. Управление технологическим процессом кормления сельскохозяйственных животных
36.03.02 Зоотехния Скотоводство

(обязательная часть)

13.013 «Специалист по зоотехнии», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2020 года N 423н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №59263 от 14августа 2020 г.) Оперативное управление технологи-ческими процессами производства продукции животноводства В/04.6Управление технологическими процессами производства, первичной переработки, хранения продукции животноводства
36.03.02 Зоотехния Свиноводство

(обязательная часть)

13.013 «Специалист по зоотехнии», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2020 года N 423н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №59263 от 14августа 2020 г.) Оперативное управление технологи-ческими процессами производства продукции животноводства В/04.6Управление технологическими процессами производства, первичной переработки, хранения продукции животноводства
36.03.02 Зоотехния Птицеводство

(обязательная часть)

13.013» Специалист по зоотехнии», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2020 года N 423н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ №59263 от 14августа 2020 г.) Оперативное управление технологическими процессами производства продукции животноводства

Оперативное управление технологическими процессами производства продукции животноводства

В/04.6Управление технологическими процессами производства, первичной переработки, хранения продукции животноводства

С/01.6Разработка технологии производства продукции органического животноводства

С/02.6Организация добровольной сертификации органического производства (животноводства )

Таблица 6 – Сопряжение Фонда оценочных средств дисциплин образовательной программы Ветеринария с профессиональным стандартом

Образовательная программа (код, наименование) Дисциплина (с указанием части УП) Профессиональный стандарт Формируемые компетенции (по ОП ВО) Соответствие обобщенной трудовой функции, трудовой функции (код по ПС)
36.05.01

Ветеринария

Организация ветеринарного дела (обязательная часть) 13.012 «Ветеринарный врач», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 547н

(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 52496 от 22октября 2018 г.)

Оказание ветеринарной помощи животным всех видов В/03.7Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней животных для обеспечения устойчивого здоровья животных
36.05.01

Ветеринария

Внутренние незаразные болезни

(обязательная часть)

13.012 «Ветеринарный врач», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 547н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 52496 от 22октября 2018 г.) Оказание ветеринарной помощи животным всех видов В/01.7Проведение клинического обследования животных с целью установления диагноза

В/02.7Проведение мероприятий по лечению больных животных

В/03.7Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней животных для обеспечения устойчивого здоровья животных

36.05.01

Ветеринария

Общая и частная хирургия(обязательная часть) 13.012 «Ветеринарный врач», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 547н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 52496 от 22октября 2018 г.) Оказание ветеринарной помощи животным всех видов В/01.7Проведение клинического обследования животных с целью установления диагноза

В/02.7Проведение мероприятий по лечению больных животных

В/03.7Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней животных для обеспечения устойчивого здоровья животных

36.05.01

Ветеринария

Паразитология и инвазионные болезни (обязательная часть) 13.012 «Ветеринарный врач», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 547н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 52496 от 22октября 2018 г.) Оказание ветеринарной помощи животным всех видов В/01.7Проведение клинического обследования животных с целью установления диагноза

В/02.7Проведение мероприятий по лечению больных животных

В/03.7Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней животных для обеспечения устойчивого здоровья животных

36.05.01

Ветеринария

Эпизоотология и инфекционные болезниживотных(обязательная часть) 13.012 «Ветеринарный врач», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2018 г. N 547н(зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ № 52496 от 22октября 2018 г.) Оказание ветеринарной помощи животным всех видов (В) В/01.7Проведение клинического обследования животных с целью установления диагноза

В/02.7Проведение мероприятий по лечению больных животных

В/03.7Организация мероприятий по предотвращению возникновения незаразных, инфекционных и паразитарных болезней животных для обеспечения устойчивого здоровья животных

Полное описание фондов оценочных средств приведено соответственно в Приложениях 3-7.

2.4. Макет фонда оценочных средств государственного итоговой аттестации

Макет фонда оценочных средств государственной итоговой (итоговой) аттестации включает контрольно-измерительные материалы для государственного экзамена и выпускной квалификационной работы. При этом рекомендован подход оценивания сформированности компетенций с применением методики НОК, включающий теоретический и практический этапы. Макет может быть реализован для государственной итоговой аттестации, так и итоговой аттестации в случае отсутствия государственной аккредитации образовательной программы. В макете и разделе в дальнейшем применяется термин «государственная итоговая аттестация».

Макет фонда оценочных средств государственной итоговой аттестации включает следующие разделы:

– общую характеристику образовательной программы, в том числе описание области и сферы профессиональной деятельности, типа задач профессиональной деятельности, перечня объектов профессиональной деятельности выпускников. Включает перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с образовательной программой, перечень обобщённых трудовых функций и трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника, перечень задач профессиональной деятельности, соотнесенных с областью, задачами и объектами профессиональной деятельности;

– планируемые результаты освоения образовательной программы. Раздел формируется по полному перечню компетенций и индикаторов их достижения из всех дисциплин (модулей), практик ОП ВО. В разделе компетенции образовательной программы соотносятся с обобщенными трудовыми функциями, трудовыми функциями и индикаторами достижения компетенций. Материалы формируются из аналогичных сопряжений, обозначенных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

– объем государственной итоговой аттестации, включающий виды государственной итоговой аттестации в соответствии с требованиями ФГОС ВО и образовательной программы. Макет разработан для образовательных программ, в состав государственной итоговой аттестации которых входит государственный экзамен, выполнение и защита выпускной квалификационной работы.В случае если образовательная программа не включает государственный экзамен, то выпускная квалификационная работа защищается в два этапа – теоретический – демонстрация сформированности компетенций по индикаторам «знать» и «уметь» и практический – демонстрация сформированности компетенций по индикатору «иметь навык и/или опыт практической деятельности»;

– подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена. Приведена спецификация заданий для проведения теоретического и практического этапа государственного экзамена. Указано, какие индикаторы достижения компетенций в привязке к самим компетенциям проверяются конкретными теоретическими вопросами и практическими заданиями. Раздел содержит шкалу и критерии оценивания достижения компетенций теоретического и практического этапа государственного экзамена;

– выполнение и защита выпускной квалификационной работы. Раздел включает общие требования к выпускной квалификационной работе и порядку ее выполнения, примерную тематику выпускных квалификационных работ, требования к объему, структуре, оформлению, процедуре защиты выпускной квалификационной работы и порядку подачи и рассмотрения апелляций. Указанные процедуры могут быть полностью приведены в разделе фонда оценочных средств государственной итоговой аттестации, а также могут быть сделаны ссылки на аналогичные локальные нормативные акты образовательной организации. В разделе приведены шкалы и критерии оценивания компетенций на этапе защиты выпускной квалификационной работы;

– оценка достижений компетенций в ходе государственной итоговой аттестаций с распределением по теоретическому и практическому этапу государственного экзамена и выпускной квалификационной работе. По сумме указанных этапов должны быть проверены все компетенции, формирование которых заявлено в образовательной программе;

– учебно-методическое и информационное обеспечение государственной итоговой аттестации включает перечень рекомендуемой учебной и методической литературы, электронно-библиотечные системы образовательной организации, профессиональные базы данных и информационные системы, сайты и информационные порталы;

– материально-техническое и программное обеспечение государственной итоговой аттестации предусматривает перечень помещений, оборудования и программного обеспечения, включая специализированное, для проведения процедуры и предварительной самостоятельной работы. При необходимости расписываются требования безопасности к проведению оценочных мероприятий.

Макет фонда оценочных средств государственной итоговой (итоговой) аттестации приведен в Приложении 2.

Заключение

Рост производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения как внутреннего рынка, так и задач экспорта продукции ставит задачу подготовки кадров в соответствии с запросами и ожиданиями аграрного бизнеса. Рынок труда демонстрирует дефицит специалистов традиционных профессиональных квалификаций, таких как агрономы, ветеринарные врачи, зоотехники.При этом помимо количественного запроса, современное развитие отрасли диктует необходимость существенного совершенствования образовательных программ, соответствие которых профессиональным квалификациям отраслевой рамки может быть проверено на этапе промежуточной и государственной итоговой (итоговой) аттестации.

Анализ методологических подходов, реализуемых при освоении образовательных программ и в процедуре независимой оценки квалификаций, показал, что фонды оценочных средств образовательных программ носят больше характер выявления потенциальных возможностей выпускника с позиций подтверждения формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных образовательной программой. В то время как критерием оценки квалификации являются трудовые действия, установленные профессиональным стандартом для определенного уровня квалификации. Однако с учетом сопряжения ФГОС ВО и профессиональных стандартов, эти подходы могут быть гармонизированы. С этой целью предложены методические подходы к формированию критериев подготовки обучающих, учитывающие процедуры независимой оценки квалификаций.

Разработан макет оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплинам образовательных программ, включающий сведения об обобщенных функциях и трудовых функциях, формируемых в процессе освоения дисциплины, планируемых результатах обучения, сопряженных с профессиональным стандартом. В рамках оценочных средств разработаны спецификации заданий для теоретического и практического этапа промежуточной аттестации. Оценочные средства сформированы и апробированы на примере промежуточной аттестации по дисциплинам образовательных программ уровня бакалавриата по направлениям подготовки «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Агроинженерия», «Зоотехния», специальности «Ветеринария». Предложенные методические подходы реализованы в макете фонда оценочных средств государственной итоговой (итоговой) аттестации.

Макеты фондов оценочных средств могут быть применены при формировании образовательных программ, сопряженных с профессиональными стандартами, разработанные фонды оценочных средств – в процедурах промежуточной аттестации по направлениям подготовки обучающихся аграрных вузов.

Список использованных источников

  1. В Минсельхозе обсудили вопросы подготовки профессиональных кадров для АПК [Электронный ресурс]: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации . Режим доступа:https://mcx.gov.ru/press-service/news/v-minselkhoze-obsudili-voprosy-podgotovki-professionalnykh-kadrov-dlya-apk/. – 27.11.2020
  2. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++/ И.Н.Мишин//Высшее образование в России. – 2018. – №4. – С.66-75
  3. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда/ В.С.Сенашенко//Высшее образование в России. – 2018. Т.27. – №3. – С. 38-47
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Профессиональная справочная система «Кодекс». Режим доступа:https://техэксперт.сайт/sistema-kodeks. – 31.12.2020

5.Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]:Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: – http://ivo.garant.ru. – 31.12.2020

6.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.11.2016 №601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств при проведении независимой оценки квалификаций» [Электронный ресурс]:Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: – http://ivo.garant.ru. – 31.12.2020

7.Минобрнауки России от 15.02.2018 N 05-436 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры») [Электронный ресурс]:Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: – http://ivo.garant.ru. – 31.12.2020

8.Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» [Электронный ресурс]:Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: – http://ivo.garant.ru. – 31.12.2020

9.Профессиональный стандарт «Агроном». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 июля 2018 № 454н [Электронный ресурс]: Реестр профессиональных стандартов. Режим доступа:https://profstandart.rosmintrud.ru/. – 31.12.2020

10. Профессиональный стандарт «Специалист в области механизации сельского хозяйства». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 сентября 2020 № 555н [Электронный ресурс]: Реестр профессиональных стандартов. Режим доступа:https:// profstandart.rosmintrud.ru/. – 31.12.2020

11.Профессиональный стандарт «Специалист по зоотехнии». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2020 № 423н [Электронный ресурс]: Реестр профессиональных стандартов. Режим доступа:https://profstandart.rosmintrud.ru/. – 31.12.2020

12.Профессиональный стандарт «Ветеринарный врач». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 августа 2018 № 547н [Электронный ресурс]: Реестр профессиональных стандартов. Режим доступа:https://profstandart.rosmintrud.ru/. – 31.12.2020

13. Аристов А.В. Применение методики независимой оценки квалификаций для промежуточной аттестации по образовательным программам высшего образования/ А.В.Аристов, А.В.Ворохобин, Н.М.Дерканосова, Е.В.Талицких// VII Международная научно-техническая конференция «Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство» [Электронный ресурс] : сборник материалов, 20 ноября 2020 г. / Воронеж. гос. унт инж. технол., ВГУИТ, 2020. – С.465-468

14.Дерканосова Н.М. Применение методики оценки квалификаций НАРК в оценочных средствах образовательных программ/ Н.М.Дерканосова, А.В.Ворохобин// Материалы II-ой международной научно-практической конференции «Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях», 29-30 октября 2020 г.: в 2 частях. – Ч. II. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2020. – С.113-116

15.Ворохобин А.В. Методологические подходы к формированию критериев подготовки обучающихся по направлению «Агроинженерия»/ А.В.Ворохобин, Н.М.Дерканосова, В.П.Рябов, Е.В.Талицких// Вестник Воронежского ГАУ. – 2020. – Том 13, № 4 (67). – С. (в печати)

Приложения

Автор НИР 

Оглавление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *