Отраслевая сеть инноваций в АПК

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ​

Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава

Титульный лист и исполнители

Реферат

Отчет 143 с., 6 рис., 9 табл., 37 источников, 4 приложения.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, ТРАНСФОРМАЦИЯ АПК, КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ИТ-СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ С/Х ОТРАСЛИ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОГО С/Х

Объектом исследования является кадровый потенциал на этапе цифровизации АПК Кемеровской области.

Целью настоящей работы является применение результатов НИР в процессе разработки мероприятий по обеспечению трудовыми ресурсами отраслей АПК в условиях цифровизации экономики.

В процессе выполнения НИР были проведены следующие работы: проведен анализ литературы, других материалов, относящихся к разрабатываемой теме; проведен анализ кадрового потенциала ИТ-специалистов АПК, специалистов АПК, обладающих навыками работы с ИТ; проведен анализ рынка вакансий ИТ-специалистов АПК, специалистов АПК, обладающих навыками работы с ИТ; проведен анализ программ подготовки в аграрных вузах ИТ-специалистов АПК и специалистов, имеющих навыки работы с ИТ; проведен анализ инновационных способов обучения, применяемых в аграрных вузах России и центров подготовки специалистов; разработана концепции модернизации программ подготовки ИТ специалистов АПК; подготовлена к публикации 1 статья (сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Современные тенденции сельскохозяйственного производства в мировой экономике»).

На основе результатов исследования разработаны проекты образовательного стандарта «Цифровое сельское хозяйство» (Приложение А), ПООП «Цифровое сельское хозяйство» (Приложение Б), профессионального стандарта «Специалист в области цифрового сельского хозяйства» (Приложение В), разработана программа профессиональной переподготовки «Управление цифровой трансформацией сельского хозяйства» в объеме 250 часов (Приложение Г).

Термины и определения

Цифровая экономика – экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях и связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, и производимых и сбываемых ими цифровыми товарами и услугами.

IT-специалисты – целое семейство профессий, требующих глубоких знаний в области информационных технологий.

Кадровый потенциал – общая характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития предприятия.

Научно-техническая революция – коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Перечень сокращений и обозначений

АПК – агропромышленный комплекс

ГСМ – горюче-смазочные материалы

НИР – научно-исследовательская работа

ВУЗ – высшее учебное заведение

Введение

«К 2024 году 10 миллионов человек пройдут базовое обучение по программам повышения цифровой грамотности, в том числе обеспечивающее базовые навыки цифровой безопасности, цифровой гигиены. Важный аспект по этому направлению – это обучение государственных и муниципальных служащих работе с данными, цифровым навыкам, пройдут обучение более 100 тысяч человек». © Заместитель Председателя Правительства РФ М.А. Акимов

Расширение сфер применения цифровых технологий приводит к неизбежной трансформации общественной и социальной сферы. Развитие процесса цифровизации экономики меняет и образовательную среду как поставщика кадров, которые будут работать в условиях цифровой экономики. Кадровый потенциал является стратегическим ресурсом развития новой цифровой составляющей экономики. Несмотря на то, что в стратегии устойчивого развития сельских территорий и проекте концепции государственной кадровой политики приоритетным направлением обозначена модернизация и диверсификация экономики, тем не менее, отсутствует системное управление кадровым потенциалом в агропромышленном комплексе. Комплексная государственная кадровая политика для агропромышленного комплекса позволит решать проблемы инновационного развития и продовольственной безопасности.

В условиях развития современной экономики требования к трудовым ресурсам постоянно растут, образование и освоение новых знаний должно стать целью работников, а выявление структур и механизмов стимулирования основной задачей научных исследований и кадровой политики государства. Таким образом, роль профессиональных навыков и образования в формировании кадрового потенциала цифровой модели экономики приобретает все большую востребованность и актуальность, что влечет за собой потребность в специалистах, ориентированных на информацию как производственный ресурс.

Для достижения задач по технико-технологическому обновлению отрасли, диверсификации аграрной экономки, развитию экспортного потенциала представляется целесообразным исследовать характеристику наличия и качественного состояния кадрового потенциала трудовых ресурсов. Чтобы качественно управлять кадровым потенциалом в информационно-цифровой экономике необходимо определить по каким направлениям проводить мероприятия и наличие внутренних и внешних ограничений экономической системы агропромышленного производства при их реализации.

1 Текущее состояние исследований по теме НИР

1.1 Аналитический обзор по проблеме подготовки кадров для АПК в условиях формирования цифровой экономики

Инновационное развитие сельского хозяйства в России в современных условиях достигло высокого уровня и устойчивого роста. При этом имеются скрытые резервы, использование которых позволит дать новый импульс развитию АПК Российской Федерации в мире третьего тысячелетия. Один из них достижения цифровой экономики.

В настоящее время каждая страна при переходе к цифровой экономике в зависимости от уровня развития экономики, уровня образования, подготовленности нормативно-правовой базы, состояния и применяемых технологий разработки информационных систем делают упор на ту или иную стратегию цифровой трансформации для достижения положительных эффектов от этого.

В работе [1] Абдыров Т.Ш. и Турдалы А.Н. отмечают, что «ведущие страны с развитой аграрной сферой прошли своего рода «технологическую революцию». Опыт таких стран как США, Канада и Австралия свидетельствует, что информатизация производства, функционирования, управления и услуг в сельском хозяйстве при внедрении в отрасль цифровых технологий трансформирует модель оборота и электронной торговли сельскохозяйственной̆ продукции, стимулирует развитие промышленных парков, ускоряет распространение цифровых технических достижений, способствует экономическому развитию сельских районов благодаря их специфике. Внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство государств-членов ЕАЭС уже происходит в двух основных направлениях: в системе государственного регулирования отрасли и технологическом перевооружении сельскохозяйственного производства. Цифровая трансформация является драйвером глобального, инклюзивного и устойчивого роста, источником широкого спектра синергетических экономических эффектов, способствующих достижению целей̆ ЕАЭС в направлении инновационного развития сельского хозяйства».

Цифровая экономика в сельском хозяйстве сможет обеспечить устойчивость развития сельского хозяйства, развитие аграрной науки, аграрного образования, соблюдение экологических норм.

Уже сегодня в некоторых российских агрокомплексах вполне успешно используются новые технологии ведения хозяйства, которые нисколько не уступают зарубежным. Подмосковье, например, использует реконструкцию ферм с внедрением новых технологий содержания, доения и кормления животных, а также внедрением сберегающего земледелия. Благодаря высоким технологиям стало возможно беспривязное содержание скота. Хозяйства Краснодарского края, Татарстана, Белгородской, Ростовской, Курской, Липецкой и других областей заметно преуспели в так называемом беспахотном земледелии, строят животноводческие комплексы высочайшего уровня.

Удалов А.А. рассуждая о развитии аграрной отрасли в работе [28] указывает на то, что оно «невозможно без цифровой трансформации экономики и качественного научного обеспечения. В связи с этим особенно важно развитие научных разработок с использованием цифровизации в области возделывания и выработки качественной и конкурентоспособной продукции с контролем географического расположения и происхождения сельскохозяйственной продукции. Кроме того, выведение агропромышленного комплекса нашей страны на интенсивный путь развития, налаживание выпуска высококачественной конкурентоспособной продукции на отечественных и мировых рынках может быть реализовано только на основе цифровой трансформации экономики сельского хозяйства и неразрывного взаимодействия сельхозтоваропроизводителей, научно-исследовательских организаций и государства».

Агропромышленному комплексу необходима стабильная поддержка государства, обеспечение молодыми кадрами. Очевидно, что инновации, открытия, идеи будут тогда, когда придут молодые сотрудники.

Как справедливо отмечено в работе [32] первоначально отрасль сельского хозяйства не была включена в число приоритетных отраслей по цифровизации. Программа «Цифровая экономика» утверждена Правительством Российской Федерации в июле 2017 года, ее выполнение рассчитано до 2024 года. В конце 2017 года Министерство сельского хозяйства РФ предложило создать государственную подпрограмму «Цифровое сельское хозяйство». В структуре министерства был создан Аналитический центр, занимающийся мониторингом состояния земель сельхозназначения, ведутся переговоры с Роскосмосом и Росгидрометом о создании единой базы снимков из космоса и климатических данных. В крупнейших аграрных ВУЗах открываются кафедры цифровизации сельского хозяйства, где будут готовить квалифицированные кадры в этой области. До конца 2018 года Минсельхоз рассчитывает утвердить на уровне правительства программу «Цифровое сельское хозяйство» для ее включения в программу «Цифровая экономика».

Вартанов М.Л. в работе [5], рассуждая о цифровом сельском хозяйстве, приходит к следующему выводу, что «на сегодняшний день присутствуют два главных аспекта использования цифровых технологий в сельском хозяйстве – повышение производительности и снижение потерь. Неэффективность агропроизводства по-прежнему зашкаливает: около 40 % продукции теряется на этапе от выращивания до переработки, еще 40 % – при переработке, хранении и транспортировке. При этом значительная часть потерь обусловлена природными условиями, но далеко не все. Считается, что в сельхозпроизводстве от человека зависит лишь 25-30 % результата. Многое определяет погода, но те 30 %, которые определяет человек, надо использовать полностью. И цифровое сельское хозяйство позволяет это сделать, однако большинство агрономов в силу возраста, опыта и образования, к сожалению, пока еще не готовы работать с информационными технологиями, а результат цифровизации в значительной степени зависит от той информации, которая вводится на полях».

По мнению Скворцова Е.А.: «переход организаций сельского хозяйства на цифровые, интеллектуальные системы и робототехнику вызван необходимостью ряда его изменений. Труд в сельском хозяйстве на основе традиционных технологий, как правило, лишен творческого содержания и требует больших физических усилий. Изменение состава трудовых ресурсов вследствие роста образовательного уровня и социальных ожиданий кадров нового поколения повышает требования к условиям и характеру труда. Дело в том, что сегодня людей не привлекает лишенный творческого подхода ручной труд в сельском хозяйстве, трансформацию претерпели сами представления о рабочем месте и содержании труда. Выход из указанного противоречия заключается в применении принципиально новых технических решений на основе робототехники, позволяющей освободить человека от однообразных физически тяжелых и лишенных интеллектуального содержания операций. Эти решения на основе робототехники в сельском хозяйстве позволяют повысить привлекательность отрасли для нового поколения кадров». [22]

В работе [12] отмечено, что «внедрение цифровых технологий невозможно без IT-специалистов, работающих в сельском хозяйстве, которых в нашей стране вдвое меньше, чем в странах с более высокими показателями развития аграрной сферы (рисунок 1)».

word image 2316 Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава

Рисунок 1 – Удельный вес IT-специалистов в сельском хозяйстве от общего количества работников, % [12]

«В России около 113 тысяч специалистов в области информационных технологий занято в агропромышленном комплексе, примерно на 1000 работающих приходится 1 работник со знанием информационно-коммуникационных технологий. Для того, чтобы достичь показатели развитых стран нам необходимо еще привлечь в отрасль не менее 90-100 тысяч IT-специалистов. IT-специалисты должны не только разбираться в информационной сфере, но и отлично знать сельское хозяйство, основные производственные процессы в животноводстве и растениеводстве, понимать какие задачи стоят перед аграриями, четко осознавать на решение какой проблемы направлен конкретный информационный ресурс. В связи с этим, важным становится подготовка за счет бюджетных ассигнований специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях высшего образования аграрного профиля. Для таких специалистов должна быть предусмотрена целевая подготовка в вузе, прохождение практики в хозяйствах, вставших на путь цифровизации с последующим трудоустройством. В рамках реализации программы «Цифровое сельское хозяйство» планируется к 2021 году создать в аграрных вузах, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ 54 центра компетенций, в задачи которых будет входит подготовка и переподготовка кадров сельскохозяйственных организаций в сфере цифровой экономики. Это позволит обучить специалистов хозяйств работе с цифровыми технологиями и продуктами. Кроме того, назрела необходимость зарождения в вузах научных школ по проблемам развития цифровых технологий в сфере АПК». [12]

Трухачев В.И. в исследовании [26] обращает внимание на то, что «переход на целевые установки нового технологического уклада, с которым связывают распространение цифровых технологий, требует решения целого комплекса проблем в вопросах подготовки кадров: устранение цифрового неравенства населения в регионах (особенно в сельской местности) и повышение доступности цифровых технологий; с появлением новых профессий необходима постоянная адаптация учебных программ к специфическим требованиям и особенностям формирования профессионального образования в агротехнологической, сельскохозяйственной, биотехнологической и других сферах отраслевой специфики; требуется связующее звено между системой образования и сферой использования цифровых технологий – перманентный и многосторонний мониторинг запросов рынка труда и последующего развития соответствующих компетенций у слушателей учебных заведений; в системе образования необходима большая гибкость и адаптивность – внедрение онлайн-обучения».

Таким образом можно сделать вывод о том, что вопросы кадрового обеспечения цифровизации сельского хозяйства остаются достаточно неизученными. В связи с этим интерес представляет исследование особенностей подготовки ИТ-специалистов для агропромышленного сектора и подготовки аграриев со сформированными ИТ-компетенциями.

1.2 Анализ рынка вакансий ИТ-специалистов АПК

Одним из сдерживающих развития цифровизации сельского хозяйства – «нехватка квалифицированных кадров в аграрном секторе, способных обеспечить внедрение и использование современных цифровых технологий. Главная сложность заключается в том, что у выпускников в области информационных технологий не хватает компетенций в области сельского хозяйства, а у аграриев IT-знаний» [12].

На основе мониторинга рынка вакансий составлен перечень требования к ИТ специалистам АПК:

– цифровое управление технологическими и производственными процессами в АПК;

– внедрение отраслевых автоматизированных систем в АПК;

– агрономический учет сельскохозяйственных угодий с применением геоинформационных технологий;

– мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий с применением беспилотных летательных аппаратов;

– агроконсультирование в области новейших технологий на основе применения программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения для сферы АПК;

– построение систем инвентаризации земельного фонда;

– создание электронных карт полей, интеграция с ГИС, системами земельного кадастра;

– мониторинг посевов при помощи беспилотных авиационных систем;

– контроль качества агротехнических мероприятий, построение агрономических карт;

– оперативное планирование и учет полевых работ с использованием систем навигации.

1.3 Анализ программ подготовки в аграрных вузах ИТ-специалистов АПК и специалистов, имеющих навыки работы с ИТ

В условиях цифровизации экономики сельского хозяйства на отраслевые ВУЗы ложиться ответственность в становлении студента как участника мирового цифрового пространства. Требуются специалисты готовые к работе в принципиально новых условиях, понимающие необходимость новых цифровых и информационных систем и возможностях, которые они предоставляют.

Раздел подготовки кадров для цифрового сельского хозяйства целесообразно рассматривать в разрезе воспроизводства кадрового потенциала. На основе данных раздела «Сведения об образовательной организации» официальных сайтов отраслевых ВУЗов АПК были проанализированы программы подготовки в аграрных вузах ИТ-специалистов. В настоящее время по укрупненной группе специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника обучающихся готовят 17 аграрных ВУЗов, из них только у 8 ВУЗов реализуются профили подготовки ИТ-специалистов для агропромышленного комплекса (таблица 1).

Таблица 1 – Перечень образовательных программ подготовки ИТ-специалистов для агропромышленного комплекса

Наименование ВУЗа Направление подготовки Профиль Спец. дисциплины
ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в АПК Аппаратные средства автоматизации в агропромышленном комплексе

Автоматические системы управления в агропромышленном комплексе

Основы технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Основы хранения и переработки

Продолжение таблицы 1

Наименование ВУЗа Направление подготовки Профиль Спец. дисциплины
сельскохозяйственной продукции

Механизация, электрификация и автоматизация сельскохозяйственного производства

Технические средства в сельском хозяйстве

ФГБОУ ВО Брянский ГАУ 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике
ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике АПК Цифровое сельское хозяйство

Цифровые технологии в сельском хозяйстве

Информационные технологии в растениеводстве

Информационные технологии в животноводстве

ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике Информационные системы в АПК

Современные программные решения на платформе 1С для предприятий АПК

Теория игр в сельском хозяйстве

Математическое и имитационное моделирование в сельском хозяйстве

Моделирование бизнес-процессов сельскохозяйственного предприятия

Технологии реинжиниринга бизнес-процессов сельскохозяйственного предприятия

Геоинформационные системы в сельском хозяйстве

Геоинформационные системы в экономике и управлении

ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике

Прикладная информатика

ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ 09.03.03 Прикладная информатика Информационные технологии в менеджменте АПК

Информационные технологии в образовательной деятельности

Менеджмент в АПК

Информационные технологии в менеджменте АПК

Экономико-математическое моделирование в АПК

ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике агропромышленного комплекса Основы производства и переработки продукции растениеводства

Основы производства и переработки продукции животноводства

Механизация технологических процессов в АПК

ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в АПК

Продолжение таблицы 1

Наименование ВУЗа Направление подготовки Профиль Спец. дисциплины
ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ 09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в менеджменте

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

Менеджмент в агропромышленном комплексе

Экономика предприятий агропромышленного комплекса

Моделирование бизнес-процессов в агропромышленном комплексе

Бухгалтерский учет в агропромышленном комплексе

Автоматизированные системы бухгалтерского учета в АПК

Системы автоматизации деятельности сельскохозяйственных предприятий

Предметно-ориентированные экономические информационные системы

Методы социально-экономического прогнозирования в сфере агропромышленного комплекса

Информационная поддержка производственных процессов предприятий АПК

Организация производственных процессов по отраслям сельского хозяйства (растениеводство)

Организация производственных процессов по отраслям сельского хозяйства животноводство)

Информационные системы в агропромышленном комплексе

Информационные системы в перерабатывающих отраслях сельского хозяйства

ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ 09.03.02 Информационные системы и технологии Информационные системы и технологии
09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ 09.03.01 Информатика и вычислительная техника Системы автоматизированного проектирования
ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ 09.03.01 Информатика и вычислительная техника Автоматизированные системы обработки информации и управления
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА 09.03.02 Информационные системы и технологии профиль Информационные системы и технологии
09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике
09.03.04 Программная инженерия Разработка программно-информационных систем

Продолжение таблицы 1

Наименование ВУЗа Направление подготовки Профиль Спец. дисциплины
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева 09.03.02 Информационные системы и технологии Информационные системы и технологии в бизнесе

Информационные технологии анализа данных

Агробиологические основы земледелия

Технология переработки и хранения продукции растениеводства

Технология производства, переработки и хранения продукции животноводства

Основы технологии производства продукции растениеводства

Основы животноводства

Бухгалтерский учет в АПК

Разработка геоинформационных систем для предприятий АПК

Архитектура предприятий АПК

09.03.03 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике
ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ 09.03.02 Информационные системы и технологии Информационные системы и технологии в бизнесе
ФГБОУ ВО Якутская ГСХА 09.03.02 Информационные системы и технологии Управление аграрными проектами в области информационных технологий Технологии производства и переработки продукции животноводства

Технологии производства и переработки продукции растениеводства

Механизация и автоматизация технологических процессов в сельском хозяйстве

Организация сельскохозяйственного производства

Инженерно-техническое обеспечение сельскохозяйственного производства

Технологические основы энергообеспечения сельского хозяйства

Однако, анализируя учебные планы по направлениям подготовки укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, можно сделать вывод о том, что включенные в учебные планы дисциплины не обеспечивают формирование общепрофессиональных компетенций сельскохозяйственной отрасли таких, как ОПК-2 Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности; ОПК-3 Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов; ОПК-4 Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности; ОПК-5 Способен участвовать в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности; ОПК-6 Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности. Это свидетельствует о дефицитах знаний о сельскохозяйственной отрасли у выпускников данных программ.

Анализ численности подготавливаемых кадров (таблица 2) подтверждает дефицит ИТ-специалистов в сельском хозяйстве. Лидерами в подготовке ИТ-специалистов для АПК являются ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ.

Таблица 2 – Численность подготавливаемых ИТ-специалистов для агропромышленного комплекса

№ п/п Наименование ВУЗа СПО Бакалавриат Магистратура
Очная форма обучения Заочная форма обучения Очная форма обучения Очно-заочная форма обучения Заочная форма обучения Очная форма обучения Заочная форма обучения
1 ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ 38 89 35 10 7
2 ФГБОУ ВО Брянский ГАУ 84 34 66 18 10
3 ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА 81 58
4 ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА 40 12
5 ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ 84 75 75 11
6 ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ 16 324
7 ФГБОУ ВО Дагестанский ГАУ 112 22 23
8 ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 3
9 ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ 66 11 9
10 ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ 44
11 ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ 476 102 65 60
12 ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ 184 26 87 87
13 ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ 86 62
14 ФГБОУ ВО Пермская ГСХА 178 63 115 8
15 ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева 218 91
16 ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ 51 23 157 14 79 32 30
17 ФГБОУ ВО Якутская ГСХА 34 13

Анализ образовательных программ по действующим образовательным стандартам по четырем укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, которые определяют сельскохозяйственный профиль аграрных вузов (19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния) выявил, что в образовательных программах и образовательных стандартах отсутствуют компетенции по формированию цифровой грамотности у обучающихся, существующие компетенции направлены только на формирование базовых знаний информационно-коммуникационных технологий (начального уровня цифровой грамотности).

В настоящее время в профильных ВУЗах ведется активная подготовка высоко квалифицированных специалистов для аграрного сектора. На основе анализа потребности рынка труда и по требованиям работодателей для формирования цифровой грамотности обучающихся в образовательные программы направлений подготовки / специальностей по укрупненным группам 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния включены дисциплины:

– WEB технологии и мировые информационные ресурсы;

– автоматизированные системы проектирования в землеустройстве и кадастр;

– географические информационные системы;

– геоинформационные системы;

– глобальные информационные ресурсы;

– инженерная и компьютерная графика;

– инновационные технологии в агрономии;

– инновационные технологии в сельском хозяйстве;

– информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления;

– информационное обеспечение автотранспорта;

– информационно-консультационная служба в агрономии;

– информационные технологии в защите растений;

– информационные технологии и системы в экономике АПК;

– компьютерная инженерная графика;

– компьютерное управление технологическими системами;

– математическое моделирование;

– методы принятия управленческих решений;

– моделирование автотранспортных процессов;

– обработка данных в системах транспортных и транспортно-технологических машинах и оборудовании;

– основы бережливого производства;

– предметно-ориентированные информационные системы;

– проектирование информационных систем;

– системы автоматизированного проектирования автомобилей и тракторов;

– современные информационные технологии в экономической науке и практике;

– современные способы племенного учета;

– точное земледелие

Повышение качества профессиональной подготовки студентов аграрного ВУЗа в области цифровых и информационных технологий, чему способствует внедрение в учебный процесс современных цифровых технологий и специального программного обеспечения.

Для подготовки высококвалифицированных специалистов для цифрового сельского хозяйства необходимо включение специального программного обеспечения, средств информационных и коммуникационных технологий в процесс изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин сельскохозяйственной направленности таких как: «Селэкс. Молочный скот», «Селэкс. Мясной скот», «Кормовые рационы», «Картотека быков», «БУСП» (Быки – Управление СпермоПродукцией), «ОТТ», «ПлемУчет», «Автоматизация селекции в свиноводстве» (КП «АСС») и программный продукт «1С:Предприятие 8. Селекция в животноводстве. Свиноводство», «Помощник Коневода», «Агродозор», «ЦПС:АгроУправление», «Корм Оптима», «Геоаналитический центр управления АПК», «Учет субсидий для сельского хозяйства», «Личный кабинет с/х товаропроизводителя», «Свод промфинпланов сельскохозяйственных предприятий», «1С:Похозяйственный учет муниципального образования» «Похозяйственная книга», «Анализ показателей развития сельского хозяйства региона».

При этом методика обучения должна быть ориентирована на поиск путей и способов решения задач профессиональной направленности средствами, имеющими прикладное значение.

Сквозная цифровая грамотность при подготовке кадров по образовательным программам высшего образования бакалавриата и магистратуры обеспечивается в рамках базовых дисциплин (рисунок 2):

– информатика;

– информационные технологии в профессиональной деятельности;

– информационные технологии в науке и производстве.

word image 2317 Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава

Рисунок 2 – Формирование сквозной цифровой грамотности по образовательным программам высшего образования бакалавриата и магистратуры

Сквозная цифровая грамотность обучающихся обеспечивается функционированием в ВУЗах электронной информационно-образовательной среды, основными компонентами которой являются модульная объектно-ориентированная динамическая образовательная среда «MOODLE» и программные средства автоматизации деятельности в учреждениях высшего профессионального образования «1С: Университет ПРОФ» и программными продуктами Лаборатории ММИС.

Кроме этого обучающимся предоставляется возможность самообразования с помощью таких ресурсов, как электронные библиотечные системы «Национальная электронная библиотека (НЭБ)», «Лань», «Znanium», «Polpred», порталы «Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», «Просветительский проект «Лекториум», «Агроэкологический атлас России и сопредельных стран», «Открытая система электронного образования «Универсариум», «WEB-Издательство мультимедийных интерактивных онлайн-курсов (МИОК)», «edX» и др.

При освоении образовательных программ для расширения полученных знаний для самообразования студентов возможно освоение следующих курсов:

• образовательной платформы Stepik:

– биотехнологии: генная инженерия;

– введение в гидропонику;

– введение в робототехнику;

– Молекулярная биология и генетика;

• образовательной платформы Лекториум:

– 2D+3D проектирование в AutoCAD;

– инженерное дело;

– методология диссертационного исследования;

• образовательной платформы Открытое образование:

– детали машин и основы конструирования;

– методы обработки навигационной измерительной информации;

– молекулярная генетика развития растений;

– основы мехатроники и робототехники;

– основы цифровой обработки сигналов;

– системы автоматизированного проектирования.

– теория механизмов и машин;

– управление мехатронными и робототехническими системами;

В части повышения цифровой грамотности при подготовке аспирантов в рамках освоения образовательных программ аспирантами предусмотрено изучение следующих информационных систем:

– Государственная информационная система в области ветеринарии ВетИС и ее компоненты;

– Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» (ФП АЗСН);

– Федеральная государственная информационная систем учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (ФГИС УСМТ);

– Система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации (СМ ПБ);

– Система предоставления государственных услуг в электронном виде Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ПК «Электронные госуслуги);

– Автоматизированная информационная система реестров, регистров и нормативно-справочной информации (АИС НСИ);

– Информационная система планирования и контроля Государственной программы (ИС ПК ГП);

– Комплексная информационная система сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса (АИС «Субсидии АПК»);

– Центральная информационно-аналитическая система Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (ЦИАС СГИО СХ);

– Автоматизированная информационная система «Реестр федеральной собственности АПК» (РФС АПК);

– Единая Федеральная Информационная Система о Землях Сельскохозяйственного Назначения (ЕФИС ЗСН).

В процессе обучения аспиранты получают умения работать в удаленном доступе на различных информационных платформах и программах, интегрироваться в отечественное и международное информационное пространство, участвовать в грантах и конкурсах.

«Чтобы обеспечить подготовку кадров для цифрового сельского хозяйства необходимо преодолеть дефицит компетенций научно-педагогических кадров ВУЗов и, в первую очередь, речь идет об анализе больших данных, разработке мобильных приложений, анализе пространственных данных, дизайне механизмов и объектов сельскохозяйственного назначения [26]».

В связи с этим в ежегодный план повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических работников аграрных ВУЗов необходимо включать не только повышение квалификации по применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности преподавателя, но и повышение квалификации в области педагогических технологий и по профилям читаемых дисциплин в соответствии с требованиями работодателей и современного развития отрасли:

– Интернет вещей;

– Информационная безопасность;

– Продовольственная безопасность;

– Ресурсосберегающее земледелие;

– Робототехника;

– Технологии сберегающего земледелия и биотехнологий в сельхозпроизводстве и др.

В крупнейших аграрных вузах с 2018 года открыты кафедры цифровизации сельского хозяйства, где будут готовить квалифицированные кадры в этой области.

Таким образом, современная система аграрного образования должна сформировать у выпускника не только новую цифровую грамотность, базовые компетенции цифровой экономии, такие как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, самоорганизация и саморазвитие; но и ИТ-компетенции для цифрового сельского хозяйства, например умение анализировать и обрабатывать базы данных, работа с Big data, применение цифровых технологий в профессиональной деятельности.

Рынок труда предъявляет новые требования к аграриям в условиях цифровой экономики:

– Агроконсультирование в области новейших технологий на основе применения программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения для сферы АПК;

– Агрономический учет сельскохозяйственных угодий с применением геоинформационных технологий;

– Внедрение отраслевых автоматизированных систем в АПК;

– Контроль качества агротехнических мероприятий, построение агрономических карт;

– Мониторинг посевов при помощи беспилотных авиационных систем;

– Мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий с применением беспилотных летательных аппаратов;

– Оперативное планирование и учет полевых работ с использованием систем навигации;

– Построение систем инвентаризации земельного фонда;

– Создание электронных карт полей, интеграция с ГИС, системами земельного кадастра;

– Цифровое управление технологическими и производственными процессами в АПК.

Низкие темпы перехода организаций сельского хозяйства на цифровые технологии объясняется тем, что данный процесс осуществляется бессистемно и имеются следующие проблемы: не разработаны учебные программы и перечень компетенций по подготовке специалистов, способных осваивать и использовать цифровые технологии. Дело в том, что использование цифровых технологий требует от обслуживающих кадров новых компетенций: «от инженеров – умения эксплуатировать, производить сервисное обслуживание и ремонт робототехники, от экономистов – умения определять целесообразность и рассчитывать экономическую эффективность внедрения робототехники, от зооинженеров – умения взаимодействовать с робототехникой для решения вопросов зоотехнического учета, от ветеринаров – умения использовать данные, полученные робототехникой, для принятия решений о лечении животных» [22]. В настоящее время обучение кадров основным навыкам использования цифровых технологий осуществляется, в основном, ее поставщиками.

По мнению экспертов, «не во всех бизнес-процессах, связанных с сельскохозяйственным производством, имеются одинаковые условия для цифровой трансформации. Существуют объективные особенности цифровизации производственных процессов в силу сложности их формализации, многофакторной обусловленности результата, высокого уровня неопределенности и зависимости от неуправляемых или малоуправляемых факторов – природно-климатических, биологических, социально-психологических и т. п.» [26]

Таким образом, формирование компетенций в области цифровой экономики по работе с цифровыми продуктами и технологиями в сельском хозяйстве, невозможно обеспечить в рамках существующих образовательных программ, реализуемых в аграрных ВУЗах. В связи с чем исполнителями НИР по теме «Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава» предложен проект образовательного стандарта 35.03.12 Цифровое сельское хозяйство и ПООП 35.03.12 Цифровое сельское хозяйство.

В ходе исследования и анализа предложены формулировки профессиональных компетенций в области цифрового сельского хозяйства:

– Способность организовывать на предприятиях АПК высокопроизводительное использование и надежность роботизированных систем для производства, хранения, транспортировки и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства;

– Способность разрабатывать адаптивно-ландшафтные системы земледелия для сельскохозяйственных предприятий с применением ГИС-технологий;

– Способность сопрягать и настраивать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем в области цифрового сельского хозяйства, а также подключать и настраивать модули ЭВМ и периферийного оборудования;

– Способностью реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов информационных технологий в области цифрового сельского хозяйства;

– Способностью эффективно применять базовые цифровые и информационные технологии при решении прикладных задач, связанных с их развитием и использованием в профессиональной деятельности.

2 Анализ готовности специалистов к работе в режиме цифровизации на предприятиях сельского хозяйства (на примере Кемеровской области)

2.1 Анализ кадрового потенциала на этапе цифровизации АПК Кемеровской области

Кемеровская область вошла в число пилотных регионов по направлению «Цифровизация сельского хозяйства».

Очевидно, что стремительное внедрение цифровых технологий в сельское хозяйство потребует качественно нового уровня компетентности работников отрасли. Они должны уметь эффективно работать с информационными потоками и владеть современными средствами установления продуктивных связей в Интернете, использовать различные Интернет-сервисы и инструменты для изучения аналитических отчетов и обзоров, искать эффективные способы освоения новых ресурсов и рынков, оперативно контролируя состояние предприятия и взаимодействуя с различными партнерами и системами в сети для управления в режиме реального времени. Для этого необходимо непрерывное обучение и развитие работников отрасли на основе информационно-ориентированного подхода, актуальных прогрессивных методик обучения и современного инструментария. Для подготовки специалистов в области цифрового сельского хозяйства используют научный и педагогический потенциал учебных заведений Кузбасса.

Общее число работников в 2018 году сократилось на 12% по отношению к предыдущему году (таблица 3).

Таблица 3 – Среднегодовая численность занятых на предприятиях АПК Кемеровской области

Показатель Тыс. человек В процентах к итогу
2017 2018 2017 2018
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 32,9 29,0 2,7 2,4

В растениеводстве Кемеровской области отмечается кадровый стабильный рост: количество как основных так вспомогательных сотрудников увеличились на 20 % и 4 % соответственно. Данные изменения можно объяснить увеличением пахотных земель. Растениеводство на предприятиях АПК Кемеровской области имеет сезонных характер, этим и вызвано столь существенное количество вспомогательных сотрудников, более чем в два раза, по отношению к основным рабочим. Животноводство же имеет более стабильную сезонную численность, поскольку производственные процессы постоянны в разрезе года. В животноводстве всё же происходит незначительное уменьшение численности сотрудников, связано это с автоматизацией производственных процессов и снижением трудозатрат.

Основную долю в группе рабочих по возрасту занимают люди в возрасте 50-60 лет, это 27 % и 6,3 % возрасте старше 60 лет, что свидетельствует о достаточном риске что предприятия могут испытать кадровый «голод», в целом на обе этих группы приходиться треть всех сотрудников предприятий (таблица 4).

Таблица 4 – Качественный состав трудовых ресурсов АПК Кемеровской области за 2016-2018гг.

Показатель Удельный вес, %
2016 2017 2018
По возрасту, лет: до 20 0,2 0,2 0,2
от 20 до 30 17,2 17,10 16,8
от 30 до 40 27,9 28,40 24,8
от 40 до 50 24,1 23,70 24,8
от 50 до 60 26,6 28,00 27,0
старше 60 4 2,80 6,3
Итого 100 100 100,0
По трудовому стажу, лет: до 5 45,0 36,1 33,8
от 5 до 10 22,9 33,5 31,7
от 10 до 15 12,0 9,0 10,5
от 15 до 20 11,4 11,3 12,7
свыше 20 8,8 10,1 11,3
Итого 100 100 100,0

Практически половина кадрового состава приходится на возрастную категорию возрастом от 30-ти до 50-ти лет. И всего 16,8% – это молодые работники в возрасте 20-30 лет. Столь низкий процент возрастной категории молодых работников говорит о том, что предприятие очень слабо обеспечено молодыми и квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы в сельском хозяйстве.

Третья часть из числа сотрудников по трудовому стажу занимают работающие на предприятии до 5 лет, Данная ситуация свидетельствует о «текучке кадров». Вызвано это может быть двумя факторами. Первый – низкая квалификация специалиста и его компетенции не соответствуют требованиям, вторая – не удовлетворённость работников предоставляемыми условиями труда. Несмотря на это на предприятиях присутствуют сотрудники со стажем работы более 20 лет.

Ситуацию по категориям образования в динамике за последние три года отображена в таблице 5.

Необходимо отметить незначительную долю работников, имеющих начальное образование (2,3-5 %), и высокую долю работников со средним образованием – 79 %. Предприятия АПК недостаточно обеспечена кадрами с начальным, средне специальным и высшем и образованием. Число работников с высшем образованием за последний год имеет тенденцию снижения на 26 %, это указывает на ещё одну проблему снижения удельного веса данной категории работников.

Таблица 5 – Состав кадров по образованию рабочих АПК Кемеровской области за 2016-2018гг.

Показатель Удельный вес, %
2016 2017 2018
среднее 81,1 79 79
среднее специальное 6,3 7 7,7
высшее 10 10 8,1
Начальное проф. 2,3 3,8 5
неоконченное высшее 0,2 0,2 0,2
Итого 100 100 100

Для более качественного анализа действующей ситуации на предприятиях АПК Кемеровской области, а так же для поиска эффективных решений на поставленные задачи, необходимо отразить результаты изменений в области увеличения требований к основным руководящим должностям и квалифицированным специалистам АПК Кемеровской области (таблица 6).

Таблица 6 – Актуальные требования к навыкам руководителей и квалифицированных специалистов АПК Кемеровской области

Наименование должности Навыки Уровень владения
Руководитель предприятия Базовые знание ПК, MS ofice высокий
Работа в 1С высокий
Работа в программе «Autograth 5.0» низкий

Продолжение таблицы 6

Наименование должности Навыки Уровень владения
Работа с мобильными приложениями выше среднего
Гл. агроном Базовые знание ПК, MS ofice низкий
Работа в 1С отсутствует
Умение работать с редакторами посевных площадей отсутствует
Работа в программе «Autograth 5.0», GPS – мониторинг отсутствует
Агроскаутинг -мониторинг посевов отсутствует
Агроаналитика – точное земледелие отсутствует
Гл. инженер Базовые знание ПК, MS ofice высокий
Работа в 1С выше среднего
Работа в программе «Autograth 5.0», GPS – мониторинг выше среднего
Работа с мобильными приложениями высокий
Настройка систем Глонасс на сельскохозяйственных машинах средний
гл. диспетчер Базовые знание ПК, MS ofice выше среднего
Работа в 1С выше среднего
Умение работать с редакторами посевных площадей выше среднего
Работа в программе «Autograth 5.0», GPS – мониторинг высокая
Работа с мобильными приложениями выше среднего
Умение вести отчётную документацию с использованием цифровых баз данных 1С, Autograth 5.0 среднее
Гл. зоотехник Базовые знание ПК, MS ofice низкая
Работа в 1С отсутствует
система Dairy Plan – управление стадом отсутствует
система Smax Tec – мониторинг физиологического состояния КРС отсутствует
Система приготовления и раздачи кормов выше средней

Из таблицы 6 можно увидеть, что уровень владения необходимыми навыками в большинстве случаев ниже среднего, это ещё раз указывает на острую необходимость изменения подхода к внедрению инновационных решений.

Таким образом, проблемы обеспеченности специалистами для работы в режиме цифровизации на предприятиях сельского хозяйства, можно систематизировать следующим образом, представленным в таблице7.

Таблица 7 – Основные проблемы обеспеченности специалистами для работы в режиме цифровизации на предприятиях сельского хозяйства

Проблема Характеристика Пути решения
«Текучка кадров» – менее 17% работников предприятий АПК Кемеровской области в возрасте до 30 лет

– низкий процент закрепляемости выпускников образовательных учреждений аграрного профиля и отток работников из отрасли

– треть сотрудников работает на предприятиях АПК Кемеровской области менее 5 лет

– материальная поддержка молодых специалистов при поступлении на работу;

– обеспечение служебным жильем руководителей, молодых специалистов и молодых семей при найме на работу;

– целевая контрактная подготовка кадров за счет предприятий АПК Кемеровской области, в рамках которой должна быть предусмотрена возможность прохождения практики, стажировок как элемента непосредственной реализации сформированных во время обучения компетенций.

«Стареющие кадры» Более 30 % работников предприятий АПК Кемеровской области в возрасте от 50 лет
Отсутствие квалифицированных работников – 79 % работников имеют среднее образование

– число работников с высшим образованием за текущий год сократилось почти в 3 раза

– обеспечение доступности повышения квалификации руководителей и специалистов, переподготовки работников;

– организация трудовых соревнований профессиональных конкурсов;

– формирование профессиональных компетенций работников в области ИТ-технологий, робототехники и робототехнических систем;

– ликвидация цифровой безграмотности работников

– удовлетворение потребности в образовании в области цифрового сельского хозяйства.

Сельскохозяйственное производство имеет свои специфические особенности, которые диктуют широкое применение цифровых технологий, как ни в какой другой сфере народного хозяйства, это:

– участие в технологическом процессе живых организмов, связь режимов работы технического оборудования с растениями, животными и людьми, что приводит к случайным изменениям диктующих параметров процесса производства и неопределенностям контроля и управления в объектах сельхозназначения;

– многообразие и сложность производственных процессов, обеспечиваемых цифровыми технологиями.

– распределенность контролируемых параметров по большой площади, случайный характер их природы.

– технологическое многообразие сельхозпроизводства и культур.

Результаты анализа показали, что только 20 % товаропроизводителей региона готовы к цифровизации своих бизнес-процессов, остальные же 80 % имеют слабый уровень развития человеческого потенциала и технических возможностей, связанных с цифровизацией, и нуждаются информационно-консультационной поддержке в области цифровизации бизнес-процессов в сфере АПК.

2.2 Прогноз изменения потребностей в кадрах в условиях трансформации отрасли

В рамках развития цифровой экономики происходит трансформация как самих отраслей, так и инструментов обеспечения их ресурсами, в том числе трудовыми.

При внедрении передовых технологий проектирования, производства и использования продукции формируются новые требования к квалификации специалистов, работающих в этих отраслях: технологии сквозного проектирования, современное лабораторное оборудование определяют новые требования к подготовке в рамках профессиональных компетенций. Например, компетенция инженера изготавливать чертежи деталей и устройств заменяется компетенцией проектирования оборудования в CAD/CAM системах, компетенции агронома по составлению технологических карт возделывания сельскохозяйственных культур дополняются требованием выполнять эти работы в системах управления предприятием.

Таким образом, наиболее вероятным вариантом развития программ подготовки и переподготовки видится изменение структуры компетенций как в них, так и в требованиях, предъявляемых рынком в процессе его трансформации.

Исследователи отмечают ожидание масштабной трансформации требований к специалистам, поскольку многие операции, которые не были затронуты предыдущими волнами внедрения цифровых технологий, в ближайшем будущем могут быть автоматизированы. Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных.

В целом, выделяются следующие тенденции:

– профессии, связанные с рутинным выполнением операций становятся менее востребованными;

– профессии быстрее исчезают с появлением и внедрением новых технологий;

– изменение профиля компетенций множества категорий персонала из-за создания новых инструментов работы (аналитики, менеджеры, маркетологи, операторы и др.);

– увеличение частоты появления новых профессий;

– формирование требований к гибкости работников;

– рост требований к «soft skills» – обладанию социальным и эмоциональным интеллектом;

– потребность в специалистах, обладающих «цифровой ловкостью» (digital dexterity) – умеющих использовать новые технологии в целях улучшения бизнес-результатов;

Исследователи ВШЭ отмечают, что российские вузы ежегодно выпускают около 25 тыс. ИТ-специалистов, из которых лишь 15 % готовы к немедленному трудоустройству. При этом, средний срок адаптации выпускника на рабочем месте составляет от 0,5 до 1 года.

word image 2318 Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава

Рисунок 3 – Вклад цифровизации в экономический рост (накопительным итогом с 2017 по 2030 г., %

Анализ эффектов внедрения прорывных технологий ведущими корпорациями показывает, что главным последствием автоматизации и роботизации является не уничтожение рабочих мест, а их обновление, таким образом, выдвигаются новые требования к специалистам. С этим связана необходимость адаптации выпускников к работе.

word image 2319 Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава

Рисунок 4 – Структура компетенций – прогноз изменений

С ростом проникновения цифровых технологий в жизнь человека меняется соотношение профессиональных компетенций и комплекса жестких, гибких и специальных цифровых компетенций: в настоящее время доля таких компетенций составляет не более 10 % у специальностей, не связанных с информационными технологиями непосредственно, к 2030 году прогнозируется преобразование профессиональных компетенций в цифровые до 80 %. Вслед за изменением структуры фактора роста ВВП меняется и соотношение компетенций.

2.3 Концепция модернизации развития кадрового потенциала

Важным тенденцией трансформации сельского хозяйства является изменение структуры посевных площадей. Анализ показал, что с 2000 по 2019 год значительно изменилась структура площадей, введены в оборот новые культуры (рисунки 5, 6).

word image 2320 Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава

Рисунок 5 – Структура земель с/х назначения в 2000 году, тыс. га.

word image 2321 Определение потребностей агропромышленного комплекса в обеспечении трудовыми ресурсами, в условиях формирования цифровой экономики. Проработка и обоснование мероприятий по формированию кадрового состава

Рисунок 6 – Структура земель с/х назначения в 2019 году, тыс. га.

Данные изменения потребовали не только применение новых технологий и методов, но и внедрение методов контроля за севооборотом со стороны органов государственной власти. Так как нарушения последовательности высадки растений негативно влияют на качество почвы.

Вместе с этим меняется и методы контроля посевов. Контроль посевов с помощью беспилотных летательных аппаратов (БЛА) позволяет точнее контролировать состояние посевов на больших полях, получать оперативную информацию с большого количества полей. Кроме того, оценка вегетации с применением индекса NDVI позволяет использовать системы точного земледелия для внесения удобрений и борьбы с вредителями и сорняками, тем самым снижая затраты на удобрения и пестициды.

Таблица 8 – Технологии земледелия

Показатель 2000 2019
Контроль посевов Визуальный С применение беспилотных летательных аппаратов.
Оценка вегетаций, NDVI На уровне исследований. Используется крупными и средними предприятиями. Применяется для расчёта норм и мест внесения удобрений.
Использование космоснимков Разрешение – 15 метров. Используется для научных изысканий. Высокая стоимость. Разрешение – высокое (от 2,5 до 1 м), и сверхвысокое (менее 1 м). Доступность за низкую стоимость. Используется аграриями для оценки NDVI и уточнения границ полей.
Внесение удобрений Расчет на всё поле целиком. Расчет норм при помощи компьютерных программ. Возможность раздельного внесения для каждой точки. Программируемое оборудования для внесения.

Изменилась и конъюнктура рынка – активно развиваются крупные агрохолдинги, инвестирующие в современное оборудование. Применение технологий увеличивает объем урожая при одновременном снижении себестоимости за счёт снижения расходов на ГСМ, удобрения, пестициды.

При этом отмечается острая нехватка кадров, умеющих использовать эти технологии на практике. Работодатели отмечают, что существующие работники не готовы к самостоятельному изучению и применению прогрессивных технологий, а ВУЗ не готовят молодых специалистов в этой сфере и не предлагают программы переподготовки кадров.

С другой стороны, меняется подходов органов гос. власти к субсидированию затрат сельхозпроизводителям. Действующие принципы погектарного субсидирования на практике приводят к тому, что аграрии держат большие посевные площади только для получения субсидий и не используют их по факту. Ряд областей, внедривших контроль за использованием посевных площадей при помощи методов дистанционного мониторинга, уже сократили объем выплат недобросовестным хозяйствам. Проведённый в Кемеровской области в 2019 году мониторинг земель сельхозназначения позволил привлечь к ответственности за нарушения и нецелевое использование 216 физических и юридических лиц на общую сумму 28 млн 241 тыс. рублей.

В рамках цифровой трансформации сельского хозяйства информационные системы интегрируются в единую платформу с системами контроля и оценки рисков в части ветеринарной безопасности и отслеживания сельскохозяйственной продукции, возможности сбыта на цифровых платформах и рынках как Российской федерации, так и международных, в том числе с применением цифровых или «безбумажных» технологий.

Реализация приоритетных направлений научно-технологического развития цифровых продуктов и технологий для сельского хозяйства не возможна без подготовки специалистов в области цифровых технологий в АПК. Подготовка должна включать изменения в существующие образовательные программы студентов, а также программы дополнительного профессионального образования для работников предприятий.

Создание системы непрерывной подготовки и переподготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий в области цифровизации сельского хозяйства, является одной из приоритетных задач, поставленных Министерством сельского хозяйства РФ. В этой ситуации именно Агровузы должны создать систему образовательных программ и стать механизмом непрерывной подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров. При этом трансформация системы образования должна охватывать не только ВУЗы, но и сельхоз техникумы.

Тренды развития цифровых технологий в АПК позволяют сделать вывод, что в ходе реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров должны быть:

– сформированы знания, умения и навыков для получения достоверных сведений о существующих цифровых технологиях в области их применения;

– сформированы навыки работы с информационными технологиями, способствующие процессам цифровизации отрасли;

– сформированы знания специализированного программного обеспечения и средств автоматизации;

– совершенствованы профессиональные компетенций в сфере интеграции агропромышленного производства в смежные отрасли цифровой экономики для повышения производительности труда в сельском хозяйстве и максимизации прибыли предприятий отрасли;

– сформированы профессиональных компетенций в сфере создания, диспетчеризации и агрегации потоков данных для создания сквозных цепочек от производства сельскохозяйственной продукции до потребления с глубокой интеграцией в смежные отрасли цифровой экономики.

В рамках образовательного процесса необходимо предусмотреть изучение следующих вопросов:

– Актуальные вопросы цифровой трансформации сельского хозяйства (Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в АПК):

– Цифровые технологии в управлении АПК;

– Цифровое землепользование и землеустройство. Цифровое картирование для АПК;

– Создание электронных карт полей, интеграция с ГИС, системами земельного кадастра.

– Системы инвентаризации земельного фонда;

– Мониторинг посевов при помощи беспилотных авиационных систем

– Контроль качества агротехнических мероприятий, построение агрономических карт;

– Оперативное планирование и учет полевых работ с использованием систем навигации;

– Умное сельскохозяйственное производство;

– Цифровые технологии в животноводстве, система оценки деградации пастбищ;

– Прогнозирование урожайности;

– Государственно-частное партнерство в цифровизации сельского хозяйства;

– Системы поддержки решений (DSS) в АПК;

– Приоритетные проекты научно-технологического развития цифровых продуктов и технологий для сельского хозяйства: «умное землепользование», «умное поле», «умная ферма», «умная теплица», «умный сад», «умное стадо»;

– Цифровизация товарных потоков и агропромышленного производства.

В рамках изучения специальных дисциплин должно быть предусмотрено изучение следующих информационных систем:

– Государственная информационная система в области ветеринарии ВетИС и ее компоненты;

– Функциональная подсистема «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» (ФП АЗСН);

– Федеральная государственная информационная систем учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (ФГИС УСМТ);

– Система мониторинга и прогнозирования продовольственной безопасности Российской Федерации (СМ ПБ);

– Система предоставления государственных услуг в электронном виде Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ПК «Электронные госуслуги»);

– Автоматизированная информационная система реестров, регистров и нормативно-справочной информации (АИС НСИ);

– Информационная система планирования и контроля Государственной программы (ИС ПК ГП);

– Комплексная информационная система сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса (АИС «Субсидии АПК»);

– Центральная информационно-аналитическая система Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (ЦИАС СГИО СХ);

– Автоматизированная информационная система «Реестр федеральной собственности АПК» (РФС АПК);

– Единая Федеральная Информационная Система о Землях Сельскохозяйственного Назначения (ЕФИС ЗСН).

– программных продуктов: «Агродозор», «ЦПС:АгроУправление», «Селекс», «Корм Оптима», «Геоаналитический центр управления АПК», «Учет субсидий для сельского хозяйства», «Личный кабинет с/х товаропроизводителя», «Свод промфинпланов сельскохозяйственных предприятий», «1С:Похозяйственный учет муниципального образования» «Похозяйственная книга», «Анализ показателей развития сельского хозяйства региона».

Данные навыки, знания и умения должны быть сформированы как у работников предприятий АПК, так и у государственных служащих.

Программа переподготовки должна включать современные педагогические технологии:

– Технологии «перевернутого класса»;

– Кейс технологии;

– Проектные методы обучения и проблемное обучение;

– Ролевых, деловых, и других видов обучающих игр;

Использование активных форм и методов преподавания: доклады в лекционном стиле с рассмотрением практических примеров, в том числе примеров из собственного профессионального/делового опыта лектора и участников семинара.

Исполнителями научно исследовательской работы представлена разработанная программа профессиональной переподготовки «Управление цифровой трансформацией сельского хозяйства» в качестве приложения к данному отчету.

На основе представленного анализа предложен план образовательных мероприятий по цифровой трансформации сельского хозяйства в разрезе Кемеровской области (таблица 9).

Таблица 9 – План образовательных мероприятий по цифровой трансформации сельского хозяйства

Наименование мероприятия Сроки реализации Финансирование Организация-исполнитель Риски Мероприятия по снижению рисков
1 Определение регионального заказа по перечню специальностей и направлениям подготовки в системе высшего образования для развития цифрового сельского хозяйства Ежегодно Не требуется Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области Формальный подход к формированию перечня Привлечение широкого круга заинтересантов к формированию перечня

Продолжение таблицы 9

Наименование мероприятия Сроки реализации Финансирование Организация-исполнитель Риски Мероприятия по снижению рисков
2 Повышение квалификации и переподготовка специалистов в сфере сельского хозяйства, в том числе высвобождающихся в результате внедрения цифровых технологий Ежегодно Федеральный и областной бюджеты

в рамках действующей программы

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области, ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА Миграция прошедших обучение за пределы региона, миграция в другие отрасли занятости Разработка механизма целевого обучения по программам переподготовки и повышения квалификации
3 Создание экспериментальной площадки инновационных проектов «национальной технологической инициативы» в сфере сельского хозяйства (далее – АгроНТИ) 2019 Внебюджетные источники Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области,

ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА

Отсутствие проектов

Низкая активность со стороны бизнеса

Организация конкурса проектов

Привлечение участников за пределами региона

4 Создание в сельских школах классов АгроНТИ, профориентация школьников с учетом современных запросов аграрного сектора 2019-2021 гг. Внебюджетные источники Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, администрации муниципальных районов Кемеровской области

ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА

Выбор выпускниками отраслей, не связанными с сельским хозяйством Формирование нового образа цифрового сельского хозяйства
5 Создание образовательных программ по формированию цифровой грамотности сельского населения, жителей моногородов и работников отрасли 2020 Федеральный и областной бюджеты ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА
6 Реализация образовательных программ по формированию цифровой грамотности сельского населения, жителей моногородов и работников отрасли Ежегодно Федеральный и областной бюджеты, внебюджетные источники ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА Отсутствие финансирования

Отсутствие мотивации слушателей

Трудовая миграция выпускников

Поиск иных источников финансирования

Целевое обучение

Продолжение таблицы 9

Наименование мероприятия Сроки реализации Финансирование Организация-исполнитель Риски Мероприятия по снижению рисков
7 Организация регионального чемпионата WorldSkills по направлению сити-фермерство 2021 Внебюджетные источники ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА Отсутствие мат. базы Поиск и привлечение партнеров
8 Организация всероссийского конкурса для учащихся аграрных вузов России «Студенческий АгроНТИ» 2020 Внебюджетные источники ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА

ООО «ЦентрПрограммСистем», Белгород

Отсутствие мат. базы Поиск и привлечение партнеров
9 Проведения регионального этапа всероссийского конкурса для учащихся аграрных вузов России 2021 Внебюджетные источники Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области

ФГБОУ ВО Кузбасская ГСХА

ООО «ЦентрПрограммСистем», Белгород

Отсутствие мат. базы Поиск и привлечение партнеров

 

Заключение

Очевидной становится стратегическая роль кадрового потенциала в формировании цифровой составляющей системообразующих отраслей экономики, в частности агропромышленного комплекса. Цифровые технологии являются не только технологической базой для модернизации аграрного производства, а также основанием для непрерывного самосовершенствования и расширения знаний работников.

Создание цифровой инфраструктуры позволяет превращать информацию не только в ресурс для экономического роста, а также адаптивно использовать организаторскую активность трудовых ресурсов.

Использование трансформации с целью постоянного улучшения как принципа нового цифрового экономического уклада позволит не только перестроить взаимодействие агропроизводителей с потребителями и построить сквозные бизнес-процессы, а также расширить полномочия экономических субъектов при взаимодействии с внешней средой.

Цифровизация сельского хозяйства потребует не только обучения кадров, способных обслуживать технику и киберфизические устройства имеющих специальное техническое образование (не путать с программистами), но и разработки программ по привлечению новых специалистов.

Содействие в разработке и внедрению в систему высшего и среднего профессионального образования новых образовательных программ и стандартов обучения по инновационным технологиям цифрового земледелия (в т.ч. применение прямого посева, технологии точного земледелия, биотехнологии и т.д.), в курсы повышения квалификации кадров для АПК, обеспечение комплекса мер по трансферту знаний и распространения технологий сберегающего земледелия и биотехнологий в сельхозпроизводстве. Для осуществления подготовки специалистов в области цифрового сельского хозяйства необходимо использовать научный и педагогический потенциал учебных заведений.

Список используемой литературы

 

  1. Абдыров, Т.Ш. Сельское хозяйство ЕАЭС в условиях цифровой трансформации / Т.Ш. Абдыров, А. Н. Турдалы // Theoretical & Applied Science. – 2018. – № 5 (61). – С. 323-326.
  2. Алексеева, Е.А. Цифровое сельское хозяйство и подготовка кадров новой формации для агропромышленного комплекса Красноярского края / Е.А. Алексеева, Т.Ф. Лефлер // В сборнике: Цифровое сельское хозяйство региона: основные задачи, перспективные направления и системные эффекты Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета. – 2019. – С. 320-324.
  3. Бобрышев, А.Н. Подготовка кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации экономики: тенденции, перспективы и ограничения / А.Н. Бобрышев, Е.В. Хохлова, В.А. Ивашова // Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства. – Пенза – 2018. – С. 83-97.
  4. Валиев, А.Р. Опыт Казанского ГАУ в подготовке инженерных и научных кадров для цифрового сельского хозяйства / А.Р. Валиев, Б.Г. Зиганшин, А.В. Дмитриев // Инновации в сельском хозяйстве. – 2018. – № 4 (29). – С. 434-442.
  5. Вартанова, М.Л. Перспективы цифровизации сельского хозяйства как приоритетного направления импортозамещения / М.Л. Вартанова, Е.В. Дробот // Экономические отношения. – 2018. – № 1. – С. 1-18.
  6. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm. (дата обращения: 12.04.2019).
  7. Гриценко, Г.М. Стратегические направления развития сельских территорий региона аграрной специализации (на примере Алтайского края) / Г.М. Гриценко, М.В. Межина, О.А. Поволоцкая // Управленческие науки. – 2019. – Т. 9. – № 3. С. 6-16.
  8. Иванов, В.В. Концептуальные основы цифровой трансформации АПК Волгоградской области / В.В. Иванов, А.С. Овчинников, О.В. Кочеткова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. – 2019. – № 2 (54). – С. 18-25.
  9. Иваньо, Я.М. Участники процесса цифровой трансформации сельского хозяйства региона и их функции / Я.М. Иваньо, М.Н. Полковская // В сборнике: Цифровые технологии и системы в сельском хозяйстве Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 54-61.
  10. Климова, С.П. Опыт Орловского ГАУ в подготовке кадров для цифрового сельского хозяйства / С.П. Климова / В сборнике: Биологизация и продовольственная безопасность – векторы развития современного АПК Материалы Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 75-85.
  11. Климова, С.П. Субплатформа подготовка и переподготовка кадров для цифрового сельского хозяйства / С.П. Климова // В сборнике: Устойчивое и инновационное развитие в цифровую эпоху Материалы Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 209-216.
  12. Корнилова, Л.М. Стимулирование инновационной активности сельскохозяйственных организаций основа цифровизации АПК / Л.М. Корнилова, Е.А. Иванов, П.А. Иванов // Инновационное развитие экономики. – 2018. – № 5 (47). – С. 52-58.
  13. Лемешко, Т.Б. Новые кадры для цифрового сельского хозяйства / Т.Б. Лемешко // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – 2018. – С. 130-132.
  14. Литвинов, Ф.И. Устойчивое социально-экономическое развития АПК в условиях вступления России в эпоху цифровой экономики / Ф.И. Литвинов // Экономика и социум: современные модели развития. – 2017. – № 15. – С. 91-99.
  15. О стратегии научно-технического развития российской Федерации до 2030 года. Указ Президента РФ от 1 дек. 2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения 12.04.2019).
  16. Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 авг. 2017 г. № 996 [Электронный ресурс]. URL: http:// static.government.ru/media/files/EIQtiyxIORGXoTK7A9i497t yyLAmnIrs.pdf (дата обращения 12.04.2019).
  17. Петров, А.М. Научно-образовательное сопровождение цифровой трансформации сельского хозяйства / А.М. Петров, А.З. Брумин, П.А. Ишкин // В сборнике: Инновации в системе высшего образования Сборник научных трудов Международной научно-методической конференции. Самарская государственная сельскохозяйственная академия. – 2018. – С. 180-183.
  18. План мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Расп. Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 1325-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/g5OvkCKBOKLEhAXjN94ogSBElV39ObPA.pdf (дата обращения 12.04.2019).
  19. Плотников, А.В. Роль цифровой экономики для агропромышленного комплекса / А.В. Плотников // Московский экономический журнал. – 2019. – № 7. – С. 21.
  20. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утв. распоряжением Правительством РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]: (Пояснительная записка к предложению о реализации нового направления «Цифровое сельское хозяйство» федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Министерство сельского хозяйства РФ)) – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.12.2018).
  21. Родимцев, С.А. О разработке концепции по развитию экспериментального цифрового опытного хозяйства, создаваемого на базе высшего образовательного учреждения / С.А. Родимцев //В сборнике: Инновации в образовании Материалы XI научно-практической конференции: в 2-х частях. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина». – 2019. – С. 310-317.
  22. Скворцов, Е.А. Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям / Е.А. Скворцов, Е.Г. Скворцова, И.С. Санду // Экономика региона. – 2018. – Т. 14. – № 3. – С. 1014-1028.
  23. Солодовник, А.И. Развитие кадрового потенциала АПК в условиях цифровой экономики / А.И. Солодовник, Е.И. Ловчикова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2019. – № 8 (53). – С. 109-115.
  24. Сорокина, Н.И. Анализ зарубежного опыта подготовки специалистов для цифровой экономики в сельском хозяйстве / Н.И. Сорокина, Р.И. Степанов // Аграрное образование и наука. – 2019. – № 4. – С. 8
  25. Сорокина, Н.И. Возможности использования зарубежного опыта формирования цифровых компетенций при подготовке кадров для сельского хозяйства / Н.И. Сорокина, Р.И. Степанов // В сборнике: Теория и практика управления сельским хозяйством Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения доктора экономических наук, профессора А. Л. Пустуева. – 2019. – С. 408-411.
  26. Трухачев, В.И. О подготовке кадров для цифрового сельского хозяйства / В.И. Трухачев // Вестник российской сельскохозяйственной науки. – 2019. – № 2. – С. 15-19.
  27. Трухачев, В.И. Проблемы кадрового обеспечения процесса модернизации сельского хозяйства в условиях цифровой экономики / В.И. Трухачев, И.Б. Манжосова // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 12. – С. 47-53.
  28. Удалов, А.А. Развитие интеграционных процессов в условиях цифровой трансформации экономики сельского хозяйства / А.А. Удалов, З.В. Удалова // Инновации в сельском хозяйстве. – 2018. – № 4(29). – С. 392-399.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570. (дата обращения: 12.04.2019).
  30. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2019).
  31. Фрумкин, Б.Е. Цифровизация сельского хозяйства: потенциал и проблемы / Б.Е. Фрумкин // В сборнике: Ломоносовские чтения-2018. Секция экономических наук. «Цифровая экономика: человек, технологии, институты». – 2018. – С. 248-253.
  32. Цифровые технологии решения проблем продовольственной безопасности / И.Ф. Горлов, Г.В. Федотова, М.И. Сложенкина и др. // Аграрно-пищевые инновации. – 2018. – № 4(4). – С. 7-15.
  33. Чернова, В.Ю. Стратегические приоритеты политики структурно- технологической модернизации в АПК / В.Ю. Чернова // Экономические и гуманитарные науки. – 2019. – № 1 (324). – С. 90-101.
  34. Черняев, А.А. Тенденции развития цифровой экономики в сельском хозяйстве / А.А. Черняев, Р.Н. Муртазаева, Д.А. Гребнева // Научное обозрение: теория и практика. – 2019. – Т. 9. – № 5 (61). – С. 582-593.
  35. Чупина, И.П. Подготовка кадров в области инновационных технологий в деятельности сельскохозяйственных предприятий / И.П. Чупина, Н.Б. Фатеева, Л.Н. Петрова // Аграрный вестник Урала. – 2019. – № 7 (186). – С. 96-100.
  36. Шарипов, Ш.И. Цифровая трансформация сельского хозяйства: тенденции и пути стимулирования / Ш.И. Шарипов, Ч.М. Мутуев, З.М. Курбанов // Достижения науки и техники АПК. – 2019. – Т. 33. – № 11. – С. 88-90.
  37. Шумакова, О.В. Цифровая региональная образовательная платформа: содержание и значение для развития отрасли / О.В. Шумакова, Т.Г. Мозжерина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3 (37). – С. 50-57.

Приложения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Автор НИР 

Оглавление